Исследование РБК "Анализ перспектив развития технологии строительства цементобетонных покрытия в России"

18.01.2021


КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Постоянный рост автомобильного трафика, а также несоблюдение весогабаритных ограничений при перевозке грузов способствует деформации и разрушению дорожных одежд  и  покрытий, а также ведет к снижению средней скорости транспортных средств и увеличению количества вредных выбросов в атмосферу.
  2. Решить указанные проблемы поможет строительство новых дорог и реконструкция старых участков с применением современных технологий и материалов. 
  3. Наиболее прогрессивные страны – США, Германия, Китай – активно развивают дорожное строительство с применением цементобетонных технологий. В США построено наибольшее количество дорог в мире – около 6,6 млн км. Доля дорог с цементобетонным покрытием составляет 3,5% от общей протяженности или около 65,3% от общей протяженности дорог, имеющих статус автомагистралей. Китай по протяженности цементобетонных покрытий занимает вторую позицию: около 90 тыс. км автомобильных дорог построено с этим типом покрытий. Это составляет примерно 1,9% от общей протяженности дорог в стране и более 60% от общей длины автомагистралей. Следом за США и Китаем располагается Германия с показателем 30% от протяженности дорог со статусом магистралей.
  4. Среди стран СНГ наиболее передовыми в дорожном строительстве являются Белоруссия и Казахстан, активно применяющие технологии строительства дорог с цементобетонными покрытиями. В настоящее время в Беларуси около 770 км или 0,8% от общей протяженности дорог построены  из бетона. В Казахстане  таких дорог насчитывается 1 476 км или 1,5% от общей протяженности. В России же цементобетонные технологии дорожного строительства   практически не применяются.
  5. По прогнозам «РБК Исследования рынков» до 2030 году в России ожидается строительство и реконструкция 31 200км федеральных и региональных дорог, а также скоростных автомагистралей.При сохранении практик строительства дорог исключительно с помощью асфальтобетонных технологий к 2025 году до 63% нефтяных дорожных битумов, производимых в России, будет направляться на строительство новых участков дорог и реконструкцию существующих. При таких условиях битума не хватит на текущий ремонт обширной российской дорожной сети. 
  6. Поскольку в условиях острого дефицита битума задачи текущего ремонта дорожной сети будут более актуальными, нежели продолжение масштабного строительства новых автомобильных дорог по ряду экономических и социально-политических причин, то это может привести к полному срыву реализации «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
  7. Учитывая прогнозируемые объемы дорожного строительства, недостаток производства нефтяных дорожных битумов будет ощущаться уже к 2022 году, а к 2025 потребуется дополнительно до 2 млн тонн продукции. Кроме того, в условиях сокращения добычи нефти из-за пандемии коронавируса указанная проблема может усугубиться в случае, если снижение добычи будет продолжаться дольше полугода.
  8. Помочь достижению поставленных целей в области дорожного строительства может внедрение передовых технологий строительства дорожных покрытий из цементобетона, которые обеспечивают как минимум 80% экономии средств на 30-летнем периоде жизненного цикла дорог. Кроме того, при строительстве дорог с цементобетонными покрытиями, в отличие от асфальтобетонных, не используется дефицитный битум. 
  9. Поскольку переход на новые технологии не может быть осуществлен за один-два года, внедрение технологии строительства дорог с цементобетонными покрытиями должно осуществляться  последовательно с постепенным наращиванием темпов. Наиболее рациональным представляется сценарий дорожного строительства, при котором к 2025 году ожидается достижения показателя дорог с цементобетонными покрытиями в 45% от общего объема строительства и реконструкции автомобильных дорог. 
  10. В перспективе до 2030 года в России запланировано строительство почти 8 тыс. км дорог по крупным проектам (новые скоростные магистрали и федеральные трассы, обходы городов и крупные региональные проекты). Суммарные затраты на 30 летний цикл строительства, ремонта и эксплуатации 8 тыс. км автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием потребует порядка ₽1 991 млрд руб.в ценах 2019 года. В случае применения технологии строительства дорог с цементобетонными покрытиями будет сэкономлено ₽898,5 млрд руб.

Полная версия исследования предоставляется по запросу: info@roadconcrete.ru


Весь архив