Передовые технологии: как улучшить автомобильные дороги в России
Рассказываем, как строительство автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями поможет достичь целей нацпроекта БКАД
Основными целями национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) является улучшение качества транспортной инфраструктуры в России. Для достижения этой задачи сегодня создается Реестр новых современных технологий и материалов.
Целевые показатели БКАД
На конференции РБК «Передовые технологии в строительстве дорог: безопасность, качество и экономическая эффективность» ведущие эксперты дорожной отрасли обсудили, как достичь целей нацпроекта и улучшить российские дороги.
Прогнозы ключевых показателей
Примерно половина дорог построена 20–30 лет назад под действующие в то время нагрузки до 6,5 тонн, отметил генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин. По его словам, лишь небольшая часть, порядка 25 тыс. км, рассчитана под современные нагрузки.
В период до конца 2025 года ожидается значительное ускорение темпов дорожного строительства в соответствии с планами Транспортной стратегии и национального проекта «БКАД». По прогнозам «РБК Исследования рынков», строительство и реконструкция достигнет 31 171 км дорог. Данный показатель более чем в два раза превышает объемы строительства за последние 8 лет.
Экономические риски
При сохранении практик строительства дорог исключительно с помощью асфальтобетонных технологий к 2025 году до 63% нефтяных дорожных битумов, производимых в России, будет направляться на строительство новых участков дорог и реконструкцию существующих. При таких условиях битума не хватит на текущий ремонт обширной российской дорожной сети. Продолжение применения только асфальтобетонной технологии ведет к невозможности выполнения нацпроекта «БКАД», росту издержек на содержание и ремонт, а также к росту потребления дефицитного битума.
Учитывая прогнозируемые объемы, недостаток производства битума будет ощущаться уже к 2022 году, а к 2025-му потребуется дополнительно до 2 млн тонн продукции. Кроме того, в условиях сокращения добычи нефти из-за пандемии коронавируса указанная проблема может усугубиться в случае, если снижение добычи будет продолжаться дольше полугода.
Передовые технологии мира
Помочь достижению поставленных целей нацпроекта может внедрение альтернативной технологии — цементобетонной (бетонных дорог). Такая технология имеет ряд преимуществ:
- прочность — смена покрытия необходима только через 30 лет;
- более низкие затраты на эксплуатацию в течение всего жизненного цикла дороги при сравнимых затратах на строительство. В долгосрочной перспективе обслуживание бетонной дороги будет дешевле;
- цементобетонные покрытия не подвержены воздействию высоких температур, на них не появляется пластическая колея под действием транспортных средств;
- бетон светлее и отражает больше света, обеспечивая лучшую видимость и комфортность вождения в темное время суток;
- меньший урон экологии — цементобетон на 100% подлежит вторичной переработке и не выделяет токсичные газы при нагревании и др.
Необходимость строительства цементобетонных покрытий в России обусловлена многими факторами, подчеркнул Сергей Хитров, главный аналитик «РБК Исследования рынков.
Игорь Астахов, заместитель председателя правления госкомпании «Автодор» отметил, что:«Постоянный рост автомобильного парка, а также несоблюдение весогабаритных ограничений при перевозке грузов способствует деформации и разрушению автодорог, а также ведет к снижению средней скорости транспортных средств и увеличению количества вредных выбросов в атмосферу. Решить указанные проблемы поможет строительство новых дорог и реконструкция старых участков с применением передовых технологий и материалов. Например, такие страны, как США, Германия, Китай и др., активно развивают дорожное строительство с применением цементобетонных технологий», — считает Хитров.
«Цементобетонные покрытия долговременные, их гарантированный срок службы без ремонта составляет 20–25 лет в отличие от асфальтобетонных (до 12 лет). Существуют такие участки автодорог с цементобетонными покрытиями, которые не приходилось ремонтировать и по 30–40 лет. Поэтому на самых загруженных участках дорог с высокой интенсивностью движения строительство цементобетонных покрытий является целесообразным».
«Однако на текущий момент доля цементобетонных дорог не превышает 2% от общей протяженности, поэтому в основном подрядчики ориентированы на строительство дорог с асфальтобетонным покрытием. Но это не должно являться причиной отказа от применения цементобетонных технологий, » — отмечает технический директор «Институт «Стройпроект» Алексей Суровцев.
Загруженность промышленности
Сегодня заводы цементной отрасли готовы в полной мере обеспечить высококачественной продукцией. Рост объемов производства прогнозируется исключительно за счет увеличения спроса, в том числе и спроса со стороны дорожной строительной отрасли. Ситуация с производством дорожных битумов принципиально другая, они высоко загружены, при этом стоимость битума неуклонно растет.
Директор департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Павел Серватинский сообщил: «У нас есть статистика дорожных одежд с жестким покрытием — это порядка 1%, в то время как в Европе показатель доходит до 40%. Это наша ключевая точка роста».
Депутат Госдумы России, член комиссии по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства Павел Дорохин отметил: «Цементная отрасль России уже более десяти лет функционирует в условиях существенного профицита производственных мощностей. Загрузка действующих в России цементных производств составляет от 48% до 53%. С учетом новых кризисных явлений в стране меры стимулирования спроса на цемент, предусмотренные Стратегией развития в России промышленности строительных материалов до 2030 года, становятся особенно актуальными».
Экономическое сравнение цементобетонной и асфальтобетонной технологий
При рассмотрении жизненного цикла в 30 лет: стоимость строительства, эксплуатации и ремонта 1 кв. м асфальтобетонных покрытий в течение 30-летнего жизненного цикла составляет ₽14,5 тыс., что выше аналогичного показателя цементобетонных покрытий на 82%, а для дорожной одежды, выполненной по гибридной технологии, — на 61%.
Перспективы строительства бетонных дорог
«В перспективе до 2030 года в России запланировано строительство почти 8 тыс. км дорог по крупным проектам (новые скоростные магистрали и федеральные трассы, обходы городов и крупные региональные проекты). Суммарные затраты на 30-летний цикл строительства, ремонта и эксплуатации 8 тыс. км автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием потребует порядка 1991 млрд руб. в ценах 2019 года. В случае применения технологии строительства дорог с цементобетонными покрытиями будет сэкономлено 40% — 898,5 млрд руб.», — отметил Сергей Хитров, главный аналитик «РБК Исследования рынков»
Вице-премьер правительства Калининградской области Александр Рольбинов отмечает, что строительство цементобетонных покрытий является сложным процессом, однако такие технологии позволяют увеличить срок службы и снизить стоимость в рамках эксплуатации.Переход на строительство передовых технологий не может быть осуществлен за один-два года, поэтому внедрение строительства автодорог с цементобетонными покрытиями должно происходить последовательно с наращиванием темпов.
«В этом году в Калининграде применялись цементобетонные технологии при строительстве двух участков дорог. Мы хотим посмотреть, как они будут себя вести в обслуживании и эксплуатации, и тогда определимся более кардинальным образом», — уточнил Рольбинов.
Автомагистраль «Меридиан» от Казахстана до Белоруссии планируют построить, используя цементобетонные технологии из-за экономической выгоды.
Низкий срок службы асфальтобетонных покрытий приводит к высоким затратам на содержание дорог, подчеркнул президент Ассоциации бетонных дорог, профессор, доктор технических наук Виктор Ушаков.«Сегодня содержание автомобильной дороги первой категории без ремонта обходится в 4 млн руб. в год. Мы подсчитали, что на содержание бетонной дороги понадобится не более 2 млн руб, а ее ремонт будет необходим только через 20–25 лет. Поэтому ее содержание гораздо дешевле», — подчеркнул Александр Рязанов, гендиректор «Меридиан».
«Если мы продолжим строить дорожные одежды, которые не могут воспринимать тяжелые транспортные нагрузки, то будем постоянно заниматься ремонтом и не решим проблему бездорожья в России. Сегодня разработаны и внедрены в мировую практику новые технологии строительства, которые предполагают полную механизацию и автоматизацию основных процессов по укладке и уплотнению бетонных смесей, отделке поверхности бетона, уходу за бетоном и устройству деформационных швов. Бетоноукладчик со скользящими формами за один проход машины выполняет весь комплекс работ по устройству дорожного покрытия. Создано новое поколение бетонов повышенной прочности и долговечности», — подчеркнул эксперт.
Источник: РБК: https://realty.rbc.ru/news/5fb54f6a9a79473362318b58