Замена в материалах дорожного полотна битума на минеральные вяжущие должна стать новым трендом развития отрасли

29.10.2021

Задачи развития экономики России делают неизбежными активные действия со стороны государства в сфере развития транспортной инфраструктуры.

Для дорожников целевым показателем успеха реализации таких государственных программ стала постановка задачи введения в эксплуатацию более 30 тысяч километров новых и модернизированных трасс к 2030 году. Решение ее даст возможность существенно снизить транспортные издержки экономики страны, особенно в регионах, и в результате улучшить условия для реализации экономических и социальных программ как на уровне государства, так и на местах. При этом сама новая и модернизируемая инфраструктура не должна становиться источником издержек, требуя высоких расходов на свое содержание. 

В дорожной отрасли эффективным методом достижения этого показателя можно назвать массовое применение инновационных технологий и дорожно-строительных материалов, позволяющих создавать объекты транспортной инфраструктуры, гарантированно не требующих больших расходов на поддержание их функциональности благодаря высокой прочности и износостойкости материалов своих конструкций. Мировой опыт уже показал, что этого можно добиться, активно внедряя цементобетонные материалы покрытия дорог. Сроки эксплуатации таких дорог в несколько раз продолжительнее, чем тех, которые создаются с применением асфальтов с битумным вяжущим. Дороги, чьи верхние покрытия состоят из асфальтобитума, на свое содержание в нормативном состоянии в российских условиях неизбежно требуют значительных расходов просто из-за физических свойств материалов, из которых строятся. Их битумные компоненты пластичны в теплое время года и меняют это качество на жесткость и хрупкость при отрицательных температурах. Внешняя нагрузка со стороны колес автомобилей создает в них трещины зимой, что влечет за собой разрушительные последствия в ситуации ежесуточного прохождения температуры «точки росы». Из-за летней пластичности покрытия на нем появляются выбоины и продавленные дефекты, которые также становятся фактором ускоренного разрушения дорог. Поэтому срок службы даже лучших асфальтобитумныхпокрытий не превышает семи лет. Это делает эксплуатацию построенных из подобных материалов дорог невозможной без постоянных расходов на ремонты. В итоге у нас ежегодно на содержание в нормативном состоянии дорожной сети тратится до 1,5% от всего ВВП – это более триллиона рублей. То есть тот положительный эффект, который получит наша экономика за счет эксплуатации ее субъектами дорожной системы государства, обнуляется расходами на ремонт и реконструкцию российских дорог.

Решением проблемы необходимости тратить каждый год колоссальные деньги стала бы массовая замена асфальтобетонных материалов дорожных покрытий на те, где битум заменен минеральным вяжущим. Можно сказать, что в России окончательное понимание этого пришло в июле текущего года, когда Ассоциация бетонных дорог совместно с МАДИ и ведущими российскими проектными и подрядными организациями провели исследование, в ходе которого сравнили первоначальные затраты на строительство дорог из цементобетона и асфальтобетона. Полученные расчеты показали, что на сегодняшний день автомобильные дороги с цементобетонными покрытиями экономичнее не только в обслуживании, но также и при первоначальных затратах строительства по сравнению с асфальтобетонными. 


Для того чтобы простимулировать интерес традиционно консервативной дорожной отрасли к работе с цементобетонами, в текущем году вышло постановление № 658 Правительства РФ, в котором гарантированные сроки службы дорожных одежд между их капитальными ремонтами были увеличены с 12 до 24 лет. Стимулирующая задача этого документа очевидна – чтобы получить такие показатели, дорожные организации, не желающие работать с цементобетоном, будут резко, в несколько раз, увеличивать толщину асфальтобетона, а также нести большие расходы на повышение его эксплуатационных качеств по долговечности и износостойкости, которые все равно будут ниже, чем у приготовленного и уложенного с соблюдением всех технологических требований цементобетона. 

Остается добавить, что уже на уровне Правительства России и профильных ведомств дорожной отрасли было принято решение по изучению мирового опыта строительства цементобетонных дорог и целесообразности их массового появления в нашей стране. Они не только долговечны и позволяют резко снизить издержки на содержание транспортной инфраструктуры, но и экологичны, так как при производстве цементобетона наносится гораздо меньше ущерба окружающей среде. А так как долгие годы гарантированно сохраняются целостность и качество полотна, то есть на нем не появляются крайне опасные для автомобиля в движении трещины, выбоины, ямы и колдобины, то следует признать, что цементобетон может повысить и уровень безопасности наших трасс.

Автор: Леонид Григорьев

Источник: №11 "Автомобильные дороги" - https://www.avtodorogi-magazine.ru/


Все статьи