Исследование истирания цементобетонных покрытий под действием шипованной резины
Исследовано истирание цементобетонных покрытий под действием шипованной резины. Показано, что износостойкость используемого бетона повышается с увеличением прочности и размера фракций крупного заполнителя. Удаление слабой растворной части с поверхности покрытия позволяет замедлить его износ.
Опыт строительства и эксплуатации автомобильных дорог во многих странах мира показывает, что в условиях непрерывного роста грузонапряженности и увеличения скорости движения транспортных средств появление колеи — распространенный вид деформаций.
В отличие от нежестких дорожных одежд образование колеи на цементобетонных покрытиях является следствием не пластических и остаточных деформаций, а износа и истирания поверхностного слоя бетона, особенно в зимний период, под действием шипованной резины. Исследование влияния состава бетона, прочности щебня и размера его фракций, а также технологии строительства на истирание цементобетонных покрытий является актуальным.
Чтобы определить влияние воздействия шипованных шин на цементобетонное покрытие, были проведены испытания на легковом модуле универсального комплекса для испытаний дорожного покрытия и автомобильных шин КУИДМ‑2 «Карусель», построенного на территории учебно-научного центра Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (УИЦ МАДИ). Этот комплекс предназначен для проведения сравнительных испытаний дорожных покрытий и автомобильных шин в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным. На круговом стенде «Карусель» были смоделированы реальные условия взаимодействия шипованной шины с цементобетонным покрытием. Образцы изделий с такими покрытиями в виде сегментов — бетонных плит размером 100 × 120 см и толщиной 10 см — устанавливали на треке легкового модуля универсального кольцевого комплекса. Плиты подвергались многократному истирающему воздействию шипованной резины.
В результате выполненных исследований установлено следующее:
- размер фракций крупного заполнителя в бетоне оказывает влияние на износ цементобетонных покрытий. С увеличением размера фракций щебня износостойкость бетона повышается;
- износ цементобетонных покрытий под действием шипованной резины зависит от прочности щебня. Применение прочного заполнителя (порфиритов) с оптимальным фракционным составом при приготовлении бетона позволяет уменьшить истирание таких покрытий в результате воздействия шипованной резины в 1,5—2,0 раза. Строительство двухслойных цементобетонных покрытий обеспечит в значительной степени сокращение расхода дорогостоящего щебня за счет его применения только в верхнем слое покрытия;
- удаление с поверхности покрытия слабой растворной части по технологии Washbeton позволяет замедлить износ цементобетонного покрытия под действием шипованной резины.
Авторы: В.В. Ушаков, О.А. Агарышев, А. Эккерт
Источник: https://jcement.ru/magazine/vypusk-2-2021/issledovanie-i