Магистраль сменит робу

10.08.2018

Современный трафик требует жесткого покрытия для автодорог

Тема безопасных и качественных автомобильных дорог стала одним из важных пунктов в майских указах президента Владимира Путина. В ближайшие годы предстоит модернизировать существующие трассы, построить новые дороги регионального и местного значения, используя при этом современные технологии и материалы, которые повысят качество дорожного полотна, его долговечность, а значит, и безопасность движения.

11.jpg

На строительство и модернизацию дорожной сети из бюджета выделят более 11 триллионов рублей. Достижение амбициозных целей невозможно без применения современных технологий.

В развитых странах при строительстве дорог все шире применяются цементобетонные технологии, обеспечивающие трассам жесткое и долговечное покрытие. Более чем 90-летний мировой опыт доказал, что бетонные дороги выигрывают по сравнению с асфальтовыми по многим параметрам. Так, если асфальтовые надо ремонтировать каждые 2-3 года, то «классические» бетонные дороги рассчитаны примерно на 30 лет эксплуатации (а самые современные и высокотехнологичные — на полвека). Затем полотно полностью меняется, причем старый бетон используется как основание для нового покрытия.

Что мешает строить качественные дороги в Сибири

Убежден, что без постепенного перехода на цементобетонные технологии невозможно выполнить постановление правительства РФ от 30 мая 2017 г. N 658, увеличивающее межкапитальный срок службы автодорог до 24 лет, а межремонтный — до 12 лет, и майские указы президента в той части, где речь идет о коренном улучшении дорожной сети в стране.

По итогам жизненного цикла бетонная дорога обойдется на 30-40 процентов дешевле асфальтовой благодаря снижению эксплуатационных расходов и почти шестикратному увеличению срока безремонтного использования. Бетонные дороги более безопасны, так как их покрытие обеспечивает лучшее сцепление шин с поверхностью. Тормозной путь короче, а освещенность из-за светоотражающего эффекта выше почти на треть.

В России протяженность бетонных дорог сегодня составляет около одного процента

Шоссе из бетона сохраняет прочность при любых погодных условиях. При жаре не образуются испарения битума и не продавливается колея. Поэтому знаки, ограничивающие максимальную нагрузку на ось, и сезонные ограничения движения незнакомы водителям США, мирового лидера по протяженности бетонных дорог (более 60 процентов федеральной сети).

В России же протяженность бетонных дорог сегодня составляет около одного процента. Увы, асфальтобетонную дорогу технологически построить проще, чем цементобетонную. Поэтому создать собственными силами мощные сети бетонных дорог смогли только страны с высокой производственной культурой. Именно ее не хватило СССР в 1970-1980-х годах, когда был совершен настоящий рывок в строительстве — почти 10 тысяч километров дорог с цементобетонным покрытием. Но поскольку закупленные в США машины укладывали низкокачественный на тот момент бетон с повсеместными нарушениями технологии, полотно стало разрушаться уже через год. В 1980 году такое строительство было запрещено, и многие годы господствовал ложный стереотип, что в России бетонные дороги строить невозможно. Но он опровергается тем, что до сих пор отлично служат те немногие участки, где полотно в 1970-1980 годах уложили качественно, а также экспериментальные, но вполне успешные примеры укладки бетонных покрытий в сибирских регионах в последние годы.

11 триллионов рублей необходимо на модернизацию дорожной сети до 2024 года

Сегодня возрастают нагрузки на ось и интенсивность движения. Тяжеловесные автомобили становятся мощнее и грузоподъемнее. Дорожные «одежды» из асфальта, которые у нас доминируют, таких нагрузок не выдерживают. В результате быстрый износ полотна, высокая аварийность и недовольство россиян качеством магистралей.

Опыт Беларуси, Казахстана и других государств, где масштабное строительство бетонных дорог началось недавно, показывает, что дело продвигается успешнее, когда зеленый свет для него дает руководство страны. У нас увеличение доли строительства бетонных дорог предусматривает принятая в 2016 году Стратегия развития промышленности стройматериалов до 2030 года. Но все же рынку нужен более ясный сигнал, оформленный, например, постановлением правительства, о планомерном повышении доли бетонных дорог в новом строительстве.

Серьезным шагом в развитии новой технологии для российских дорог стало создание Ассоциации бетонных дорог. В ее состав вошли крупнейшие производители цемента, изготовители бетоноукладочных комплексов, проектные институты, подрядные организации, исследовательские и образовательные центры. Главная задача ассоциации — заполнить вакуум в области нормативной документации, продвигать идею о необходимости массового применения цементобетона в дорожном строительстве и вести конструктивный диалог с государством, представляя интересы участников рынка. Этой весной уже началась разработка стандартов и других нормативных документов для строительства долговечных цементобетонных покрытий. На дорожном полигоне МАДИ планируется проверка первых образцов цементобетона, который предполагается использовать в России. В этом же вузе введены курсы по бетонным дорогам для студентов, бакалавров и магистров. Лекции будут читать немецкие эксперты. Убежден, что все это окажется полезным для создания в России сети эффективных и безопасных автомобильных дорог.


Автор: Виталий Богаченко, Директор по корпоративным отношениям LafargeHolcim Россия.
Источник: https://rg.ru


Все статьи