О перспективе развития бетонных дорог в Калининграде

20.04.2020

Производственное объединение «Возрождение» уже на протяжении более двадцати лет успешно занимается строительством дорог, мостов и путепроводов. Стремление к развитию и освоению новых направлений в деятельности вывели компанию на рынок строительства бетонных дорог, когда в 2017 году был получен первый большой контракт на реконструкцию перрона в аэропорту Пулково-2. За ним последовали аэропорты в Красноярске (Емельяново) и в Москве (Домодедово). Получив опыт реконструкции бетонных дорожных конструкций, заручившись поддержкой Группы компаний «Возрождение», было принято решение об открытии нового перспективного филиала в городе Калининград.

Увеличением спроса на строительство бетонных дорог стало Постановление Правительства РФ от 30 мая 2017 г. «О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения». Этот документ говорит о том, что для автомобильных дорог I, II, III и IV категорий капитальный ремонт должен составлять 24 года. Эксплуатация дороги на протяжении такого срока при использовании асфальтобетонного покрытия невозможна, но при укладке цементобетонного покрытия срок для капитального ремонта может быть увеличен более установленного, что и доказала мировая практика – бетонные дороги могут эксплуатируются без капитального ремонта тридцать лет и более. Стоимость таких дорог с цементно-бетонным покрытием на данный момент практически сопоставима с асфальтобетонным. 

Открытие филиала в городе Калининград было обусловлено тем, что на данный момент он является крупным транспортным узлом: железные и шоссейные дороги, морской и речной порты, международный аэропорт Храброво. В Калининграде расположен штаб Балтийского флота ВМФ России. Город входит в число 25 крупнейших промышленных центров России. К тому же, Калининград – это самый западный областной центр Российской Федерации и второй по численности населения (первый – Санкт-Петербург) город СевероЗападного федерального округа. 

Первым объектом нового филиала стал «Капитальный ремонт автомобильной дороги «Вишневое-Сосновка-Вербное-Гусево» км 3,9-5,67 в Калининградской области». Работы начались в январе текущего года и должны быть закончены к концу лета 2020 года. Участок капитального ремонта проходит в Зеленоградском районе Калининградской области, является до рогой IV категории и обеспечивает связь между населенными пунктами и выезд на дорогу общего пользования регионального или межмуниципального значения «Калининград-Зеленоградск с подъездом к аэропорту «Храброво». 

На всем протяжении участка, который составляет 1765 метров, автодорога имеет бетонное покрытие. Ширина существующей проезжей части в 3,4 метра не соответствует ныне действующим нормативам и стандартам, не обеспечивая безопасность дорожного движения. В настоящий момент покрытие находится в неудовлетворительном состоянии: разрушены кромки швов, трещины, сколы углов плит; примыкания и съезды трассы выполнены из разных материалов: грунт, гравий, асфальтобетон и, даже, частично выложены железобетонными плитами; автобусные остановки не соответствуют требованиям безопасности дорожного движения; отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки, что угрожает безопасности передвижения пешеходов. 

По некоторым источникам бетонное покрытие этой дороги было создано более 80 лет назад властями Германии (до Второй мировой войны) на территории Восточной Пруссии (нынешняя Калининградской области). До настоящего времени дорога не подвергалась капитальному ремонту. 

У строителей стоит непростая задача выполнить в краткие сроки достаточно большой объем работ, а именно: расширить существующую проезжую часть до нормативного значения в 6 метров, заменить дорожное основание и покрытие, создать систему водоотвода, устроить тротуары и обочины, стоянки для автомобилей и остановочные карманы, а также установить наружное освещение, автобусные павильоны, новые дорожные знаки и нанести дорожную разметку. 

Для проведения капитального ремонта на данном участке дороги рассматривалась возможность применения различного дорожного покрытия: асфальтобетона или фибробетона. Фибробетон – это композитный строительный материал, получаемый путём добавления фибры в бетон. Фибра (синтетическое двухкомпонентное макроволокно) равномерно укрепляет бетон во всех плоскостях, повышает его класс, прочность, ударостойкость и снижает образование усадочных трещин. Сравнив стоимость затрат на разные виды покрытий и сопоставив их со сроками эксплуатации этих материалов, специалистами компании было принято решение применить на всем протяжении автодороги инновационное покрытие из фибробетона и признать этот участок опытно-экспериментальным, с целью внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве, а также для изучения работы фибробетона в природно-климатической зоне Калининградской области. 

Для эффективной и бесперебойную поставки бетона на объект, из Санкт-Петербурга была перевезена бетонносмесительная установка Liebherr, которая будет располагаться вместе с дробильносортировочным комплексом в непосредственной близости от места работ в поселке Каменка. 

В настоящий момент идет сборка и пуско-наладка перевезенного из Туркменистана бетоноукладчика со скользящими формами SP 500 производства Wirtgen. Бетоноукладчик позволяет укладывать цементобетонное покрытие шириной от 2 до 6 метров с толщиной слоя до 400 мм на аэродромах и дорогах. В отличие от своих конкурентов данный укладчик обладает рядом преимуществ: оснащен гидравлическими и электрическими вибраторами, позволяющими достичь требуемой степени уплотнения и ровности поверхности; имеет в наличии скользящие формы, позволяющие укладывать монолитные профили различных форм (лотки, тротуары, барьерные ограждения, желоба). 

В начале весны 2020 текущего года на объекте уже произведен демонтаж 1/5 части автодороги при помощи приобретенного ранее филиалом импактора. Данный каток предназначен для быстрого и эффективного демонтажа цементно-бетонных покрытий. Ранее компания уже использовали этот метод при демонтаже покрытий в аэропортах, где показал свою высокую производительность. Его эффективность заключается в сильном ударном разрушении, при котором происходит фрагментация покрытия на отдельные плиты, что ускоряет демонтажные работы. 

Несмотря на сжатые сроки строительства, удаленность объекта от производителей основных строительных материалов, а также сложную ситуацию в стране в связи с коронавирусной пандемией, сотрудники филиала «ПО «Возрождение» в городе Калининграде продолжают работать в рамках контракта, мобилизуя все свои ресурсы. 

«В перспективе, филиал планирует и дальше участвовать в тендерах на капитальный ремонт и реконструкции дорог с бетонным покрытием», - поделился планами директор филиала Изотов Александр Александрович. При наличии такой современной высокоскоростной техники и большого опыта в строительстве, у компании есть все шансы стать лидером в дорожно-строительной отрасли города Калининграда и его области.

Статья в PDF

Все статьи