Обеспечения нормативных сроков службы дорожных одежд и покрытий

02.11.2021

Развитие сети качественных и безопасных автомобильных дорог России является одной из приоритетных задач национального масштаба. В стране сегодня реализуются федеральные программы, поручения Президента Российской Федерации. На их осуществление направлены значительные финансовые и материальные ресурсы. Задача в ближайшей и долгосрочной перспективе – способствовать их наилучшему исполнению, применяя инновационные технологии дорожного строительства и эффективные дорожно-строительные материалы.

Вопросы повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог были всегда актуальны. Новую остроту они приобретают именно сегодня. С одной стороны из года в год возрастают нагрузки на дороги, увеличивается число транспортных средств. За последние 10 лет их количество возросло на 15 млн.ед. Возрастает грузоподъемность, повышаются скорости движения, изменяются динамические характеристики автомобилей. 

С другой стороны, в 2017 году вышло Постановление Правительства РФ №658, где были установлены требования по увеличению межремонтных сроков службы дорожных одежд и покрытий практически в два раза. Конечно, не учитывать эти обстоятельства на стадии проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, конечно, нельзя. Именно поэтому, для увеличения срока службы дорожных конструкций, в первую очередь, необходимо повышать их несущую способность. С этой целью должны быть изменены требования к земляному полотну. Следует проводить комплексные мероприятия по его осушению, гомогенизации, укреплению и стабилизации грунтов. Важно применять в рабочем слое земляного полотна качественные грунты, стараясь исключить из списка используемых пылеватые грунты.

На срок службы дорожных одежд большое влияние оказывает надежная работа систем водоотвода и дренажа. На стадии проектирования этим вопросам уделяется ещё недостаточно внимания. Довольно часто, уже после 3-4 лет эксплуатации автомобильной дороги, происходит заиливаниедренажа, и система водоотвода выходит из строя.

Пользователи автомобильных дорог предъявляют все более высокие требования к эксплуатационному состоянию дорог и это вызывает необходимость совершенствовать методы проектирования дорожных одежд и покрытий. Сегодня дорожные одежды работают в режиме, когда быстро накапливаются остаточные деформации, происходит интенсивное истирание дорожных покрытий, появляются различные виды повреждений. Это приводит к снижению их срока службы.

Дорожная одежда самый дорогостоящий конструктивный элемент автомобильной дороги. С изменением нормативных межремонтных сроков службы толщина дорожных одежд в значительной степени возросла. Так, расчетная толщина только асфальтобетонных слоев при проектировании автомобильной дороги М-12 «Москва-Нижний Новгород-Казань» составила 26-30 см. Как показывает отечественный и мировой опыт, в значительной степени можно повысить несущую способность дорожных одежд и сократить толщину их конструктивных слоев за счет широкого применения укрепленных оснований и цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд. Армирование дорожных одежд, применение композиционных материалов при конструировании позволяет также в значительной степени повысить их работоспособность.

Решение о выборе того или другого типа покрытия и дорожной одежды должны основываться прежде всего на экономических расчетах и
приниматься с учетом наличия исходных дорожно-строительных материалов, и в первую очередь вяжущего, предполагаемого состава и интенсивности движения, а также климатических условий эксплуатации. В отечественной практике проектирования автомобильных дорог конструкции дорожных одежд часто выбирают исходя из минимальной стоимости строительства без учета будущих затрат на ремонт и содержание, что не всегда оправдано. Так, по данным Государственной компании «Автодор» расходы на содержание асфальтобетонных покрытий в среднем составляют 32 млн рублей/10 000 м² в год, цементобетонных покрытий — 22 млн рублей/10 000 м². 

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2017 № 658 "О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения" не содержит в себе дифференциацию расходов на капитальный ремонт, ремонт и содержание в зависимости от типа покрытия дорожной одежды, что затрудняет сравнивать эксплуатационные затраты для различных типов покрытий. Нормативный документ по технико-экономическому сравнению вариантов конструкций дорожных одежд с учетом их жизненного цикла на сегодняшний день отсутствует, а он крайне нужен проектировщикам.

Основным документом, регламентирующим проектирование жестких дорожных одежд являются «Методические рекомендации по проектированию жестких дорожных одежд» взамен ВСН197-91. Основные положения этих рекомендаций были разработаны на основе теоретических представлений и фактического опыта применения жестких дорожных одежд шестидесятых-семидесятых годов прошлого столетия и к настоящему времени существенно устарели. За последние 40 лет нагрузки на дороги увеличились в 4 раза.

Максимальное значение толщины цементобетонного покрытия для автомобильных дорог с высокой интенсивностью движения грузовых автомобилей, рассчитанное по Методическим рекомендациям, не превышает 24 см. В то время как показывает зарубежный опыт, для достижения высокой эксплуатационной надежности цементобетонных покрытий и межремонтных сроков службы жестких дорожных одежд 30 и более лет, необходима толщина не менее 28 см. 

Сегодня накоплен положительный опыт длительной эксплуатации цементобетонных покрытий в различных климатических условиях за счет проведения восстановительных ремонтов. Широко применяют высококачественные ремонтные и герметизирующие материалы, современные технологии ремонта, высокопроизводительные машины и механизмы. В отечественных нормативных документах современные технологии содержания и ремонта цементобетонных покрытий автомобильных дорог отсутствуют.

За последние 3 года были разработаны ряд важных нормативных документов, направленных на повышение качества проектирования и строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог: ГОСТ Р 59628-2021«Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование жестких дорожных одежд. Типовые конструкции» (разработан специалистами МАДИ), 3 ГОСТ Р на дорожные бетонные смеси: ГОСТ Р 59300-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси бетонные для устройства слоев оснований и покрытий. Технические условия»; ГОСТ Р 59302-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси бетонные для устройства слоев оснований и покрытий. Правила подбора состава»; ГОСТ Р 59301-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси бетонные для устройства слоев оснований и покрытий. Методы испытаний» (разработаны специалистами ФАУ «РОСДОРНИИ»).

Широкое применение в России минеральных вяжущих и цементобетона при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте
автомобильных дорог позволит в значительной степени повысить несущую способность дорожных одежд, увеличить межремонтные сроки службы и сократить эксплуатационные затраты в течении жизненного цикла дорог.

Источник: "Мир дорог" №141. 

Все статьи