Перед дорожниками стоят грандиозные задачи

16.08.2022
Строители дорог России готовы перейти на инновационный сценарий отраслевого развития

Российская дорожно-строительная отрасль сегодня на подъеме. Это в первую очередь связано с реализацией национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Кроме того, в 2021 году Правительство РФ утвердило Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, где развитию транспортной инфраструктуры уделено значительное внимание. А в начале июня Президент России провел совещание по расширению дорожного строительства, где обсуждался разработанный Правительством РФ комплексный пятилетний план дорожной деятельности на 2023–2027 годы, который, по словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, даст новый импульс развитию всей дорожной отрасли страны. Все это однозначно показывает: перед дорожниками страны стоят грандиозные задачи. В первую очередь это приведение в нормативное состояние региональной и местных сетей автодорог. Очень амбициозная цель – создание опорной дорожной сети страны. Она будет создаваться в первую очередь на базе федеральных дорог, их общая протяженность составляет сегодня 63 тыс. км и региональных – это еще 75 тыс. км. При этом если у нас уже находятся в нормативном состоянии 85 процентов федеральных трасс, что соответствует целевому показателю нацпроекта БКД, то у региональных дорог этот показатель значительно ниже. Такое положение необходимо менять. 

Важным направлением развития дорожной отрасли является и масштабное строительство скоростных дорог и автомагистралей. В качестве примера таковых можно назвать дорогу М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань, развитие сети скоростных дорог в южных регионах страны, транспортных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток». Такие дороги будут обеспечивать безопасность и комфортность движения пассажиров, равно как и высокую скорость и низкую себестоимость доставки и сохранность грузов. 

Нынешний подъем показателей работы дорожной отрасли не случаен. Он обусловлен прежде всего принятием государством решения о фундаментальном повышении качества нашей дорожной сети и полным обеспечением работ в этой сфере долгосрочным финансированием в необходимых объемах. На сегодня в дорожную отрасль уже запланировано вложить более 13 трлн рублей до 2027 года. Принятые меры позволяют переводить дорожно-строительную отрасль на инновационный сценарий развития, чему, в частности, способствует работа Росавтодора, ГК «Автодор» и других регуляторов, которая нацелена на широкое внедрение в России передовых технологий. Основные направления этой работы – это, в частности, улучшение качества дорожных битумов, применение технологии укрепления грунтов, внедрение технологии холодной регенерации дорожных одежд и покрытий, применение цементобетонных оснований и покрытий при строительстве дорог. Также к числу инноваций относится использование геосинтетических и композитных материалов, широкое применение которых позволит значительно повысить качество наших дорог и продлит сроки их эксплуатации при снижении издержек на содержание и ремонты, в том числе с учетом специфики климатических условий и свойств грунтов регионов, где эти материалы будут использоваться. 

Для достижения рассматриваемых задач Росавтодором уже разработана и реализуется соответствующая стратегическая программа. Федеральное дорожное агентство расширяет сотрудничество с ведущими отраслевыми вузами и научно-исследовательскими организациями для создания современной нормативной базы, которая будет способствовать массовому внедрению инновационных технологий, эффективных дорожно-строительных материалов, машин и оборудования. В этой деятельности главная задача ключевых научных структур, таких как МАДИ, СибАДИ, Росдорнии, – выработка соответствующих стандартов, нормирование инновационных разработок и продуктов, что даст дорожникам возможность широко внедрять их при выполнении работ.

Автор: Виктор Ушаков, д.т.н., профессор, президент Ассоциации бетонных дорог, завкафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ

Источник: "Автомобильные дороги", №8, АВГУСТ 2022


Все статьи