Растущие нагрузки на дороги требуют совершенствования методов их проектирования

16.08.2021

От качества проекта зависит, будет ли дорога соответствовать требованиям по осуществлению бесперебойной работы транспорта и обеспечению безопасности движения

О тенденциях в сфере дорожного проектирования и необходимых действиях по повышению его эффективности рассказал президент Ассоциации бетонных дорог, заведующий кафедрой строительства и эксплуатации дорог МАДИ, д. т. н., профессор Виктор Ушаков.

Вопросы повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог были всегда актуальны. Новую остроту они приобретают именно сегодня. С одной стороны, из года в год возрастают нагрузки на дороги, увеличивается число транспортных средств. За последние 10 лет их количество возросло на 15 млн. Возрастает грузоподъемность транспортных средств, повышаются скорости движения, изменяются динамические характеристики автомобилей. С другой стороны, в 2017 году вышло постановление Правительства России № 658, где были установлены требования по увеличению межремонтных сроков службы дорожных одежд и покрытий. Конечно, не учитывать эти обстоятельства на стадии проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог нельзя. Именно поэтому для увеличения срока службы дорожных конструкций необходимо повышать их несущую способность. С этой целью должны быть повышены требования, в первую очередь, к земляному полотну. Следует проводить комплексные мероприятия по его осушению, гомогенизации, укреплению и стабилизации грунтов. Важно применять в рабочем слое земляного полотна качественные грунты, стараясь исключить из списка используемых пылеватые грунты. Отмечу и то, что на срок службы дорожных одежд большое влияние оказывает и надежная работа систем водоотвода и дренажа. На стадии проектирования этим вопросам уделяется недостаточно внимания. По этой причине довольно часто уже после 3–4 лет эксплуатации автомобильной дороги происходит заиливание дренажа, и система водоотвода выходит из строя. 

Пользователи автомобильных дорог предъявляют все более высокие требования к их эксплуатационному состоянию. И это вызывает необходимость совершенствовать методы проектирования дорожных одежд и покрытий. Сегодня дорожные одежды работают в режиме, когда быстро накапливаются остаточные деформации, происходит интенсивное истирание дорожных покрытий, появляются различные виды повреждений. Это приводит к снижению их срока службы. При этом нельзя забывать, что именно дорожная одежда – самый дорогостоящий конструктивный элемент автомобильной дороги.

С изменением нормативных межремонтных сроков службы толщина дорожных одежд в значительной степени возросла. Расчетная толщина асфальтобетонных слоев для работы подтяжелые транспортные нагрузки составляет уже 26–30 см.

Поэтому сегодня необходимо шире применять укрепленные основания, а также цементобетон в конструктивных слоях дорожных одежд. За счет этого мы сможем в значительной степени повысить несущую способность дорожных одежд и сократить толщину их конструктивных слоев. Армирование дорожных одежд, применение композиционных материалов при конструировании позволяет в значительной степени повысить их работоспособность. И здесь нельзя не отметить тот факт, что в отечественной практике проектирования автомобильных дорог не всегда выбираются эффективные конструкции дорожных одежд. Выбор вариантов конструкций осуществляется в большинстве случаев по минимальной стоимости строительства, без учета последующих эксплуатационных затрат в течение жизненного цикла объекта. Усугубляет ситуацию и тот факт, что методические рекомендации по технико-экономическому сравнению вариантов дорожных одежд отсутствуют. В то же время в мировой практике проектирования автомобильных дорог предполагается сравнение различных вариантов конструкций дорожных одежд, в том числе жестких и нежестких, с учетом их жизненного цикла. А мы в настоящее время имеем дело с ситуацией, когда требования к сравнению вариантов жестких и нежестких дорожных одежд не содержатся в явном виде ни в одном отечественном нормативном документе. 

Следует отметить, что постановление Правительства РФ № 658 от 30 мая 2017 года не содержит в себе дифференциацию расходов на капитальный ремонт, ремонт и содержание в зависимости от типа покрытия дорожной одежды, что затрудняет сравнение эксплуатационных затрат для различных типов покрытий. Как показывает отечественный и мировой опыт, эксплуатационные затраты на ремонт и содержание цементобетонных покрытий на 35–40% ниже, чем на ремонт асфальтобетонных. При этом окончательное решение о выборе того или иного типа покрытия и дорожной одежды в каждом конкретном случае должно основываться прежде всего на экономических расчетах и приниматься с учетом наличия исходных дорожно-строительных материалов, и в первую очередь вяжущего, предполагаемого состава и интенсивности движения, а также климатических условий эксплуатации.

Записал Леонид Григорьев

Источник: "Автомобильные дороги" №8, 2021, https://www.avtodorogi-magaz

ine.ru/

Все статьи