Современный опыт строительства дорог с цементобетонными покрытиями на территории Республики Беларусь

31.07.2024
ОТЧЕТ "Автодор-инжиниринг", 2021
Опыт применения цементобетонных покрытий при строительстве автомобильных дорог

По данным открытых источников [3] строительство бетонных дорог в Беларуси началось в конце 60-х годов прошлого века, когда была возведена первая в республике автомобильная дорога второй категории с монолитно- каркасным цементобетонным покрытием. Трасса протяжённостью 250 км соединила г. Калинковичи и г. Пинск. При строительстве участка автомобильной дороги первой категории Москва – Минск – Брест к Олимпийским играм 1980 г. использовались бетоноукладчики со скользящими формами. Строители использовали бетоноукладочный комплекс советского производства, с помощью которого дорожное основание устраивалось из гравийно-песчаных смесей, укреплённых цементом. Это положило начало массовому применению монолитного бетона при возведении дорог, в том числе и для местных дорог, а внедрение новой технологии в разы увеличило темпы строительства. В 90-е годы строительство бетонных дорог прекращено.

По состоянию на 2014 год [4] в Беларуси около 2 000 километров бетонных дорог. Нормативы к жёстким дорожным покрытиям вновь появились в разработанном по поручению Совета Министров техническом кодексе установившейся практики (Министерство архитектуры и строительства Беларуси). В том же году Беларусь и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подписали соглашение о финансировании проекта по реконструкции участка автомобильной дороги Р-80 Слобода – Паперня, км 0,000 – км 14,77, который был завершающим этапом строительства Второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Минска (здесь и далее – МКАД-2). Покрытие проезжей части – цементобетон [5].

Для реализации проекта МКАД-2 холдингом «Белавтодор» (генеральный заказчик) были закуплены два бетоноукладочных комплекса Wirtgen (Германия) – для ОАО «Дорожно-строительный трест №5», и Gomaco (США) – для ОАО «Строительно-монтажный трест №8». Возможности этой техники позволили укладывать полотно шириной 7,5 м со скоростью 2 м в минуту и 1 км цементобетонного покрытия в смену.

Конструкция дорожного полотна МКАД-2 состояла из рабочего слоя земляного полотна, на который уложено песчаное основание толщиной 80 см, далее идет 15 см технологического слоя из щебеночно-гравийно-песчаной смеси. Затем укладывали слой из тощего бетона В 7,5 (14 см) и песчаного асфальтобетона толщиной 4 см, повышающий устойчивость цементобетонного покрытия к образованию уступов в швах сжатия и трещин в самом покрытии. Сверху укладывали слой тяжелого бетона класса В 35 Btb 4,4, толщиной 24 см. Схема конструкции дорожной одежды автодороги МКАД-2 представлена на рисунке 4.4.1.

149b5681-db6c-489c-9f97-3e2686ae4c9f.jpeg

В общей сложности за двухлетний период реализации проекта МКАД-2 было введено в эксплуатацию 88 км автомобильной дороги первой категории из цементобетона, в том числе и экспериментальный участок на трассе в районе д. Петришки по технологии «мытый бетон» (структурная обработка поверхности после укладки цементобетонного покрытия). За счёт удаления мелких фракций инертных составляющих из цементобетонной смеси, структура поверхности цементобетонного покрытия после обработки по технологии «мытый бетон» становится практически неотличима от асфальтобетонного (рисунок 4.4.2). По мнению специалистов, такое решение позволяет увеличить коэффициент сцепления колёс с покрытием и устранить излишний шум при движении автотранспорта в отличие от технологии устройства покрытия мешковиной или металлической щёткой, используемых в немецкой и американской технологиях.

В 2015 году Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2015 года № 51в утверждена «Программа эффективного использования мощностей цементной промышленности на 2015 – 2020 годы» [6]. Основная задача Программы – строительство дорог с использованием цемента, как один из вариантов стабилизации объема рыночного потребления продукции цементной промышленности Беларуси, в условиях кризиса и сезонности. Первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко в 2016 году подтвердил дальнейшее планирование строительства дорог с цементобетонным покрытием. В 202153 году Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2021 г. № 212 утверждается Государственная программа «Дороги Беларуси» на 2021–2025 годы [7].

34e92153-4784-456e-8095-839a85c9370b.jpeg

Протяженность республиканских автомобильных дорог составляет 15 926 км, в том числе дорог с цементобетонным покрытием – 442 км (2,8 %) – Государственная программа «Дороги Беларуси», глава 6 Программа 1 «Республиканские автомобильные дороги». В перечне республиканских автомобильных дорог и дорожных сооружений, по которым в 2021-2025 годах будет осуществляться разработка предпроектной и проектной документации для реализации мероприятий по возведению и реконструкция (приложение 6 Государственной программы), представлено 18 объектов, из них ни в одном случае не планируется использовать жёсткие цементобетонные покрытия.

 Протяженность местных автомобильных дорог составляет 71 076 км, в том числе дорог с цементобетонным покрытием – 881 км (1,2 %) – Государственная программа «Дороги Беларуси», глава 7 Программа 2 «Местные автомобильные дороги». Отдельный перечень местных автомобильных дорог и дорожных сооружений, по которым в 2021-2025 годах будет осуществляться разработка документации для реализации мероприятий по возведению и реконструкции в Государственной программе отсутствует.

Изученные материалы свидетельствуют, что в ближайшие 5 лет на территории Беларуси строительство или реконструкция автомобильных дорог с использованием жёстких цементобетонных покрытий не планируется.

Список источников:
3. http://proekt.by/generalniiy_plan_i_transport-b131.0/mkad2_nachalo_novoiy_epohi_stroitelstva_cemento... t51536.0.html

4. https://euroradio.fm/kolki-budze-kashtavac-kilametr- cementnabetonnay-darogi

5. https://bntu.by/index.php/news/3579-stroitelstvo-mkad-2

6. http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=78743

7. https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100212

Все статьи