Традиционно в МАДИ

18.03.2022
27 января в онлайн-формате состоялась VIII Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии: пути повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог». Мероприятие прошло при поддержке Федерального дорожного агентства и ГК «Автодор», основными организаторами выступили: МАДИ, Ассоциация бетонных дорог и СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ».

Конференцию открыл президент Ассоциации бетонных дорог, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктор Ушаков, отметив важность использования инновационных технологий и эффективных материалов в дорожном строительстве. Он  уточнил, что за последние 30 лет нагрузки на дороги увеличились в четыре раза. Одновременно с этим возросли требования к межремонтным срокам службы, что приводит к необходимости повышения несущей способности дорожных одежд. Кроме того, крайне важно обратить внимание на качество используемых в строительстве грунтов, на технологию устройства земляного полотна и водоотводных систем. В качестве примера такого подхода он привел проектирование автомагистрали М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань (подробности на с. 11), где были предложены типовые конструкции жестких дорожных одежд в соответствии с современным ГОСТ Р 59628-2021. В ходе этой работы были проведены исследования по истиранию дорожного покрытия на полигоне МАДИ. Научный эксперимент показал, что цементобетон с обнаженным заполнителем из качественного щебня эффективно противостоит износу дорожного покрытия.

 «Только широкое внедрение инновационных технологий, в том числе с применением минеральных вяжущих и цементобетона позволит повысить межремонтные сроки службы автомобильных дорог при нарастающем движении транспортных средств» - подчеркнул Виктор Васильевич

В своём приветственном слове и. о. ректора МАДИ Дмитрий Ефименко сделал акцент на важности темы дискуссии: 

«Одна из проблем дорожной отрасли сегодня – это низкие фактические сроки службы дорожных одежд и покрытий и связанные с этим высокие эксплуатационные затраты. Нельзя также не учитывать, что пользователи автомобильных дорог и государство предъявляют всё более высокие требования к эксплуатационному состоянию дорог, и это вызывает необходимость совершенствования методов проектирования и строительства дорожных одежд и покрытий»

Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Андрей Шилов сообщил о разработке плана мероприятий по созданию новых правовых механизмов внедрения инновационной продукции в дорожное хозяйство: 

«В данное время эту «дорожную карту» готовим для направления в профильные ведомства для дальнейшего согласования. Сейчас Департамент готов рассмотреть любые предложения по её улучшению. И ориентировочно до конца этого года планируем внести всё на рассмотрение Правительства России»

В свою очередь и. о. начальника Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Сергей Гошовец подчеркнул, что соблюдение установленных межремонтных сроков службы дорожного покрытия и создание условий для их увеличения ‒ одно из главных направлений деятельности Росавтодора: 

«Считаю необходимым в обязательном порядке делиться накопленным опытом внедрения инноваций, а также наработанными механизмами мониторинга и научного сопровождения. Тем более, что подготовленная информация ляжет в основу будущих нормативно-технических документов, потому что широкомасштабное внедрение наилучших технологий и материалов невозможно без введения новых стандартов по их применению»

Генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин остановился на основных задачах, стоящих сегодня перед субъектами РФ в сфере дорожного хозяйства, главной из которых является реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги (БКАД)». 

«С момента запуска нацпроекта количество региональных дорог в нормативном состоянии ежегодно увеличивается на 1-1,5%, — сообщил он. — К концу 2024 года доля таких дорог составит не менее 50,9%, к концу 2030 года — 60%. Остаются задачи по усилению конструкций дорожных одежд, приведению в нормативное состояние мостов и искусственных сооружений, строительству дорог в сельской местности. Для их решения дорожники внимательно следят за предложениями науки, за новыми разработками, интересуются современными технологиями, направленными на повышение сроков службы объектов дорожной инфраструктуры, конструкций дорожных одежд, элементов автомобильных дорог»

Леонид Хвоинский, генеральный директор «СОЮЗДОРСТРОЙ», член совета, председатель комитета по транспортному строительству Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) в своем выступлении затронул основные задачи, стоящие сегодня перед дорожным строительством в целом, а также перед профсообществом в частности.

«Транспортная стратегия России предусматривает создание и развитие единой опорной сети автомобильных дорог в стране, транспортных коридоров Запад — Восток и Север — Юг, строительство обходов крупных городов и т.д., — подчеркивает эксперт. — Для решения этих задач предусматривается закладывать конструкции дорожных одежд со сроками службы 24 года для капитального ремонта и 12 лет для ремонта. Без внедрения современных технологий, направленных на повышение работоспособности дорожных конструкций, без применения современной техники, качественных современных строительных материалов эти задачи решить будет сложно. И, конечно, все это не реализовать, если не заниматься развитием кадрового потенциала в дорожной сфере, обучением и повышением квалификации работников, занятых в ней». По словам Леонида Хвоинского, с этой целью НОСТРОЙ совместно с МАДИ уже разработали 53 стандарта на процессы выполнения дорожных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автодорог, мостовых сооружений и аэродромов

Рассказал глава «СОЮЗДОРСТРОЙ» и о своего рода ноу-хау, внедренном вместе с нормотворческой работой: «Кстати, для этих стандартов нами разрабатываются видеоприложения, в которых отражены основные процессы выполнения работ. Визуализация принятых документов позволяет наиболее эффективно внедрять нормативные требования. Кроме того, видеоприложения могут использоваться в качестве обучающих материалов. Всего на сегодняшний день разработано 12 видеороликов. Мы эту работу продолжаем, планируем и в нынешнем году создать еще пять». Также Леонид Хвоинский, отметил, что в конце прошлого года был принят 447-ФЗ, регламентирующий работу Национального реестра специалистов (НРС). Закон предусматривает постоянное повышение квалификации (не реже, чем один раз в пять лет). Касается это и «автодорожников». Кроме того, введена Независимая оценка квалификации (НОК), которая в качестве обязательной нормы вводится с 1 сентября 2022 года.

Замдиректора департамента проектирования, технической политики и инновационных технологий ГК «Автодор» Сергей Ильин рассказал о важных технических решениях, которые влияют на межремонтные сроки: от стабилизации грунтов земляного полотна и применения укрепленных оснований до модификации вяжущих и точного учета климатических условий эксплуатации дорожной одежды. Также представитель госкомпании сообщил о технико-экономическом сравнении жестких и нежестких дорожных одежд, которое сейчас рассматривается в ФАУ «Главгосэкспертиза России» на предмет расширения области применения цементобетонных дорожных конструкций.

В ходе дискуссии особое внимание было уделено применению местных материалов в дорожном строительстве. Так, проректор по научно-исследовательской деятельности, заведующий кафедрой автомобильных дорог, мостов и тоннелей  Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ) Евгений Вдовин подчеркнул, что КГАСУ активно развивает научно-инновационные исследования, направленные на развитие автомобильных дорог Республики Татарстан с применением местных дорожно-строительных материалов. Спикер перечислил соответствующие исследования и разработки, результаты которых были применены на опытных участках, действующих объектах дорожной сети и промышленных площадках в Республики Татарстан.

Юрий Жуков, руководитель направлений Виртген «ВИС», руководитель группы технического регулирования Ассоциации бетонных дорог отметил, что: 

«Цементобетонные основания существенно увеличивают качество и долговечность автомобильных дорог, уменьшают количество трещин и просадок, позволяют использовать местные материалы и вторичные ресурсы. Накоплен значительный положительный опыт их применения в нашей стране и зарубежом. Необходимо их дальнейшее активное применение в конструкциях дорожных одежд»

Региональный директор GOMACO Алексей Пономарев своем выступлении отметил:

 «Перед дорожной отраслью России стоит задача – получить качественные и долговечные автомагистрали. Применение передового опыта строительства автомобильных дорог с жесткими покрытиями дает возможность достичь этой цели наиболее эффективно. Алгоритм действий сообществу понятен; необходимо применять инновационные технологии на практике

Сергей Дергунов, заведующий кафедрой автомобильных дорог и строительных материалов Оренбургского государственного университета рассказал: 

«Учитывая тот факт, что транспортная инфраструктура должна не только поддерживать текущие связи, но и иметь резервы, призванные обеспечить мобильность экономики, все чаще прорабатывается вопрос широкого использования в дорожном строительстве функциональных бетонных композиций, как более долговечной основы по сравнению с традиционными технологиями».

Корпоративный секретарь Ассоциации бетонных дорог Олег Агарышев рассказал, что для строительства долговечных бетонных дорог, необходимо закладывать в проект не марку бетона по качеству, а бетоны заданного состава, состоящие из ближайших качественных материалов и отвечающих дополнительным требованиям, продиктованным опытом эксплуатации бетонных дорог в разных странах. Эксперт подробно объяснил, какие действия, помимо стандартных методов подбора бетонных смесей и их испытаний по прочности, морозостойкости и водонепроницаемости, необходимо производить для получения гарантированно долговечного цементобетонного покрытия автомобильной дороги.

В этом году онлайн-аудитория мероприятия превысила отметку 500 человек. Докладчики поделились опытом строительства автомобильных дорог и подробно рассказали о применении инновационных технологий для соблюдения межремонтных сроков эксплуатации дорог и увеличения сроков службы дорожных конструкций, о мониторинге и научном сопровождении строительства в дорожной отрасли.

Резюмируя итоги конференции, нельзя не отметить, что именно цементобетон большинство участников мероприятия видят главным «резервом» повышения межремонтных сроков и вообще лучшей альтернативой асфальту. Осталось дело за малым: добиться его массового внедрения в дорожном строительстве.

https://roadconcrete.ru/

https://stroyprice.ru/

https://rosavtodor.gov.ru/

Источник: журнал "Мир дорог" № 144, тема "Безопасность"

Все статьи