В фокусе - дороги Удмуртии
В середине июня Председатель Правительства Удмуртской республики Ярослав Семенов совместно с Министром транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Алексеем Горбачевым и Президентом Ассоциации бетонных дорог Виктором Ушаковым подписали меморандум о сотрудничестве и совместной работе в области развития современных методов строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. В этой связи редакция журнала "Дороги.Инновации в строительстве" обратилась к Виктору Ушакову за комментариями
— Виктор Васильевич, какие шаги для увеличения долговечности автомобильных дорог считаете самыми эффективными?
— С одной стороны из года в год возрастают нагрузки на автомобильные дороги , увеличивается число транспортных средств, их грузоподъемность, повышаются скорости движения, изменяются динамические характеристики автомобилей. С другой стороны, в 2017 году вышло Постановление Правительства №658, где были установлены требования по увеличению сроков службы дорожных одежд и покрытий. Конечно, не учитывать эти обстоятельства на стадии проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог нельзя. Именно поэтому, на мой взгляд, для увеличения срока службы дорожных конструкций, в первую очередь, необходимо повышать их несущую способность, то есть строить дороги под современные транспортные средства со сроком службы 24-30 лет. В том числе должна идти речь о региональных и местных дорогах, так как 50% из них не соответствует нормативным требованиям.
Очевидно, для увеличения сроков службы автомобильных дорог должны быть повышены требования к земляному полотну. Необходимо проводить комплексные мероприятия по его осушению, гомогенизации, укреплению и стабилизации грунтов. Важно применять в рабочем слое земляного полотна качественные грунты. Существующие дренажные системы работают плохо — после 3–4 лет эксплуатации происходит часто их заиливание. Поэтому эти вопросы следует тщательно прорабатывать еще на стадии проектирования и использовать более надежные системы. Необходимо шире применять укрепленные основания, для чего использовать минеральные и комплексные вяжущие, а также цементобетон в конструктивных слоях дорожных одежд, который в значительной степени увеличивает несущую способность и долговечность автомобильных дорог.
— Прокомментируйте, пожалуйста, значение меморандума о сотрудничестве, подписанного между Ассоциацией бетонных дорог и Правительством Удмуртской Республики.
— Действительно, Ассоциация бетонных дорог, которую я возглавляю, подписала меморандум о сотрудничестве с правительством Удмуртской Республики. Как я уже отметил, большинство автомобильных дорог региональной и местной сети не удовлетворяют нормативным требованиям. А в Республике Удмуртия это усугубляется еще и тем, что там почти все дороги низкой категории. Общая сеть дорог Республики иногда совмещена с дорогами для перевозки леса, и проход тяжелого транспорта даже в небольшом количестве приводит к разрушению местных дорог. Значит условие одно — повышение несущей способности дорожных одежд.
Наша задача в рамках выполнения меморандума привлечь лучших специалистов для внедрения современных технологий по укреплению и стабилизации грунтов и подобрать определенные составы для этой цели. В этом направлении будут проведены научные исследования. К выполнению экспериментальных работ и обеспечению контроля над широкомасштабным внедрением современных технологий, как по укреплению грунтов, так и применению цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд, будут привлечены специалисты МАДИ. Конечная цель — благодаря современным технологиям привести дороги Республики в нормативное состояние.
— Какие технологии наиболее перспективны?
— Как я уже отметил, в первую очередь это внедрение современных технологий по укреплению грунтов. И второе: под тяжелые нагрузки на лесовозных дорогах необходимо применять устройство дорожных оснований из виброукатываемых бетонов. И, конечно, цементобетонные покрытия, обладающие высокой несущей способностью независимо от сезона года.
— Какие исследования проводятся в этой связи в настоящее время на участках дорог севера Удмуртии: Балезино — Сергино, Кез-Кулига — Карсовай (Игра-Глазов) — Красногорское и на участках дороги Глазов — Карсовай? Какие результаты прогнозируете? За счет чего ожидается положительный эффект?
— К настоящему времени мы отобрали наиболее характерные грунты с этих участков дорог, определяем их типы, минералогический состав, физико-механические свойства. Далее в ходе экспериментальных работ будем подбирать вяжущие и добавки. Это позволит рекомендовать те или другие составы комплексных вяжущих и на основании этого построить опытно-экспериментальные участки. После их апробации мы можем распространять этот опыт и на другие дороги региональной сети.
— Как вы оцениваете состояние нормативно-правовой (методической) базы для использования минеральных вяжущих при выполнении дорожных работ? Какие шаги необходимо предпринимать для ее развития?
— Отсутствие нормативной базы — это тот негативный фактор, который всегда сдерживает развитие новых прогрессивных технологий. Известно, что Госэкспертиза РФ без необходимых нормативных документов не пропустит даже самую эффективную технологию. Однако, я с оптимизмом смотрю на этот вопрос, так как в настоящее время идет рассмотрение ГОСТ Р на применение минеральных комплексных вяжущих для укрепления грунтов. Надеюсь, что в ближайшее время он будет утвержден. Кроме этого, по инновационным технологиям необходимо разрабатывать стандарты организаций, предварительно проводить комплекс исследований, привлекать вузы, научно-исследовательские институты. Каждый тип грунта имеет свои особенности и без научного обоснования, проверки, без специального нения работ просто не обойтись. Разработки, необходимые на сегодняшний день, проводятся как со стороны Росавтодора, Госкомпании «Автодор», так и подрядными организациями, которые осуществляют целый ряд мегапроектов, в том числе строительство трассы М-12, где закладывается технология укрепления и стабилизации грунтов, укрепления оснований дорожных одежд.
— Сколько времени потребуется, чтобы оценить, оказывает ли применение на дорогах севера Удмуртии минеральных вяжущих для укрепления грунтов и применение цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд положительный эффект и способствует ли увеличению жизненного цикла автомобильных дорог?
— Мировой и отечественный опыт показывает, что применение минеральных вяжущих и цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд дает значительный эффект. Конечно, при правильном применении той или другой технологии и соответствующем контроле над выполнением работ. Мы не сомневаемся, что уже к сентябрю этого года у нас будут результаты и мы выйдем на опытное строительство. И тут важно правильно подобрать составы вяжущих, чтобы был соответствующий эффект. Для каждого типа грунта подходит тот или иной состав. Универсальных составов к сожалению сегодня нет. Для песчаных грунтов — это одни добавки, для суглинков — другие, для глин — третьи. Там, где увлажненные грунты — нужно использовать в том числе известь. Следует отметить, что целый ряд организаций сегодня готовят комплексные минеральные вяжущие, которые можно использовать для укрепления грунтов. Виброукатываемые бетоны, которые могут применяться при строительстве дорог в Республике Удмуртии, сейчас активно применяются в Саратовской области. Ассоциация бетонных дорог планирует провести там семинар и пригласить региональных дорожных руководителей с тем, чтобы они ознакомились с технологией работ. Важно, что эта технология при устройстве прочного дорожного основания с применением цементных вяжущих позволяет использовать подрядчиками уже имеющуюся у них дорожно-строительную технику (асфальтоукладчики и катки).
— При успешном завершении исследований, на какие регионы планируется распространять этот опыт в дальнейшем?
— Прежде всего, это Пермский край, Республика Башкирия, Кировская область, то есть близлежащие территории с подобными грунтовыми и климатическими условиями
Беседовала Лидия ШУНДАЛОВА
Источник: "Дороги.Инновации в строительстве"