Бетонные долгожители. Будущее цементобетонных дорог России решается в МАДИ

29.10.2021
30 сентября в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) состоялась I Международная научно практическая конференция «Строительство качественных и безопасных дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих».

Организаторами выступили МАДИ, Ассоциация по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий, некоммерческая организация «Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» и СРО дорожно-транспортных строителей «СОЮЗДОРСТРОЙ».

Ключевой темой выступлений ее участников стал анализ того, какие преимущества может дать российским дорожникам и отечественной транспортной отрасли в целом широкое применение данного типа дорожных покрытий. В докладах отмечалось, что их ключевое достоинство – более высокая прочность конструкции по сравнению с дорогами на основе битумных вяжущих. А это позволяет обеспечить рост дорожного грузового трафика, пропуск большегрузного транспорта без сезонных ограничений, длительный межремонтный срок, ощутимо меньший износ дорог даже при существенном увеличении массы транспортных средств и интенсивности их движения. Они менее подвержены разрушениям из-за действия динамических нагрузок и температурных перепадов, а с точки зрения экологии оказывают наименьшее влияние на окружающую среду. 

Но пока до сих пор широкому внедрению цементобетона в дорожном строительстве мешает наличие определенных факторов. Причем объективность и достоверность ряда из них, по мнению участников конференции, далеко не очевидна. Пока к таким факторам отдельными представителями дорожного сообщества принято относить высокую стоимость строительства цементобетонных дорог, сложность ремонта, высокие требования к дорожным строителям и их оборудованию или, например, устаревшую нормативно-техническую базу. Все это, настаивают скептики, и создало в нашей стране неоднозначную репутацию цементобетонным покрытиям.

Однако, по мнению тех участников конференции, кто считает желательным широкое распространение дорог с цементобетонным покрытием, эти трудности, даже если они и есть, при наличии желания с ними бороться и профессионального дорожного мастерства, будут обязательно преодолены. 

Одним из ключевых выступлений на конференции стал доклад руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Романа Новикова, отметившего, что тема цементобетонных дорог требует серьезной проработки. Для этого на основе фактических материалов необходимо провести подробный анализ конъюнктуры относительно цементобетонных дорог, а также оте- чественного и зарубежного опыта в их устройстве и эксплуатации. Также глава Росавтодора призвал оптимизировать систему мер, которые бы обеспечили высокую технологичность работ. Другим направлением деятельности ведомства является обновление государственных стандартов.

– Работа Росавтодора по выбору технических решений и комплектации технической базы под них имеет открытый и многосторонний характер. Мы продолжаем работу по формированию нормативно-технической базы. К примеру, ввели межгосударственный стандарт, устанавливающий технические требования к дорожным цементам. В 2019 году утвердили ряд предварительных национальных стандартов, устанавливающих технические требования и методы испытания к стабилизированным и укрепленным неорганическим вяжущим грунтам, к обработанным неорганическими вяжущими щебеночно-гравийно-песчаным смесям. В июле 2021 года утвердили и ввели в действие комплекс национальных стандартов на бетонные смеси для устройства слоев основания и покрытия дорог. В настоящее время специалисты Росавтодора прорабатывают перечень перспективных научных исследований, которыми вплотную займутся в течение ближайших нескольких лет. Также данный перечень прорабатывается в части актуализации стандартов, – подчеркнул Роман Новиков.

Ключевым событием конференции стало подписание главой Росавтодора Романом Новиковым и президентом Ассоциации по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий Виктором Ушаковым меморандума о взаимодействии в целях расширения применения цементобетона при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования федерального значения. 


Также Виктор Ушаков от лица Ассоциации подписал соглашение о сотрудничестве с генеральным директором организации «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонидом Хвоинским. В рамках данного соглашения планируется проведение совместной работы по консолидации усилий, координации действий, направленных на развитие технологий дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий автодорог, технологии строительства и ремонта дорожных одежд и оснований с применением минеральных гидравлических вяжущих на территории России.


1633124809_3.jpgГенеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин в своем выступлении остановился на задачах, которые стоят перед дорожным хозяйством субъектов РФ в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Он отметил, что в текущем году в регионах выполняются беспрецедентные объемы работ – более чем на 5,5 тыс. объектов с общей площадью дорожного покрытия свыше 139 млн кв. метров. Финансовая поддержка федерального уровня превысила отметку 300 млрд руб. за счет направления средств резервного фонда. Возможности субъектов также используются по максимуму: объем региональных дорожных фондов составил свыше 1 трлн руб., 10% от общего объема бюджетов субъектов РФ. 

Впереди, отметил он, у дорожной отрасли масштабные задачи: в частности, должны быть приведены в нормативное состояние более 78 тыс. км региональных дорог в составе формируемой опорной сети.

– В этой работе, – подчеркнул Старыгин, – мы должны использовать технические и технологические ре- шения, которые позволят максимально укрепить наши дороги, увеличить срок их межремонтной эксплуатации, повысить качество и безопасность движения. С этой целью следует рассматривать в том числе более широкое применение цементобетона

Заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Каменских в ходе конференции напомнил ее участникам, что Стратегией развития промышленности строительных материалов на период до 2030 года предусмотрено увеличение доли строительства автомобильных дорог с цементобетонным покрытием в общем объеме строительства автомобильных дорог с твердым покрытием. По его словам, ФАУ «РОСДОРНИИ» разработаны стандарты на цементобетонные смеси для устройства слоев оснований и покрытий дорог общего пользования, документы вступили в силу 1 августа текущего года.

– В настоящее время нами ведутся исследования практического опыта обеспечения качества цементобе- тонов, включая методы испытаний, требования к цементобетонам и производству цемонтобетонных работ на автомобильных дорогах общего пользования, с разработкой комплекса национальных стандартов, регламентирующих требования к цементобетонам. Наш институт готов и дальше развивать нормативную базу, помогать регионам внедрять новые технологии в дорожную отрасль, – подчеркнул Александр Каменских.

Заместитель директора департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли РФ Роман Куприн также упомянул о том, что увеличение доли цементобетонных дорог заложено в Стратегии развития промышленности строительных материалов до 2025 года и на перспективу до 2030 года (далее Стратегия. – Ред.). Это, подчеркнул он, будет служить стимулом для развития промышленности строительных материалов и цементной отрасли. По его словам, сегодня отечественная цементная индустрия в полной мере готова поставить качественные материалы для строительства дорог с цементобетонным покрытием. 

Заместитель директора департамента проектирования, технической политики и инновационных технологий ГК «Автодор» Сергей Ильин отметил, что компания, учитывая актуальность расширения использования цементобетонов, только за последние полгода провела совместно с представителями дорожного и научного сообщества, подрядными организациями два заседания, где были подведены итоги по применению технологий использования данных материалов.

– Все они нами сегодня применяются, основное направление их использования – это укрепление дорожного основания асфальтогранулобетоном. По новому строительству уже сейчас реализуем ряд новых объектов со стабилизацией грунтов. Самое главное – то, что мы сделали отраслевой полигон на нашем участке на трассе М-4 «Дон», где подтвердили возможность эффективного ремонта таких покрытий, – подчеркнул Ильин.

Он добавил, что очень важным фактором, влияющим на распространенность применения цементобетона, является ценообразование на его ключевые компоненты, прежде всего минеральные вяжущие. 

В ходе второй части конференции состоялась тематическая сессия, на которой был проведен обзор основных направлений использования продукции цементной промышленности в дорожном строительстве в качестве вяжущих материалов для укрепления грунтов и устройства бетонных оснований автомобильных дорог.

Руководитель Комитета по дорожному строительству НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Валерий Бодренков рассказал о своем видении возможностей российской цементной промышленности по расширению применения минеральных вяжущих в дорожном строительстве. Он отметил, что они применимы не только для устройства непосредственно цементобетонных покрытий автомобильных дорог, но и для устройства бетонного парапетного ограждения автодорог или, например, водоотводных дорожных лотков. Также Бодренков заметил, что в соответствии с ключевыми показателями Стратегии цементная промышленность была готова к тому, что доля автомобильных дорог с цементобетонным покрытием в общем объеме строительства автомобильных дорог в России увеличится к 2020 году до 20%, а к 2030 году – до 50%.

– В то же время значительная часть российских цементных предприятий расположена в таких климатических зонах, где фактор сезонности оказывает существенное влияние на динамику производства и реализацию цемента. При средней загрузке цементных заводов на уровне 50% в пиковый период в летние месяцы загрузка производственных мощностей может превышать 95%. Таким образом, у российской цементной промышленности имеется потенциал для значительного увеличения объемов производимой продукции, в том числе в интересах обеспечения потребностей дорожного строительства, – подчеркнул Валерий Бодренков. – Но такое увеличение необходимо планировать заранее. Важно располагать данными о конкретных планах по строительству автодорог, особенно когда это касается дорог с цементобетонным покрытием. Необходимая глубина планирования – неменее 5–7 лет.

Представитель компании GOMACO Алексей Пономарев рассказал о практике применения цементобетона в дорожном строительстве США. Он подчеркнул, что этот материал в Соединенных Штатах – основной тип дорожных одежд высоконагруженных автомагистралей и идеальное решение для городских агломераций за счет его долговечности и низких эксплуатационных затрат. Стандартный срок службы цементобетонных покрытий в США, отметил он, составляет 30–40 лет, нередки случаи эксплуатации таких покрытий и на протяжении 60 лет. Но это не значит, что цементобетон используется лишь как дорожное покрытие знаменитых американских хайвэев.

– Этот материал широко применяется и для менее нагруженных автотрасс в силу очевидности преимущества цементобетонных покрытий для автодорог и аэродромов, – подчеркнул Пономарев. – Это, во-первых, долговечность. Как показывает практика, цементобетонные покрытия служат намного дольше любых других типов дорожных одежд. Второе – недорогое содержание таких дорог. Покрытия из цементобетона требуют значительно более низких эксплуатационных расходов. Анализ затрат в течение полного срока службы показывает экономические преимущества цементобетонных покрытий. Еще один фактор – экологичность. Цементобетонные покрытия более экологичны за счет снижения выброса парниковых газов, а также эффекта так называемых «островов тепла». И, наконец, безопасность. Подобные покрытия имеют повышенную отражательную способность и более устойчивы к скольжению.

В завершение конференции с итоговым словом к участникам обратился президент Ассоциации по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктор Ушаков. Он подчеркнул, что развитие применения цементобетона как материала дорожных покрытий содействует решению задач федерального масштаба по развитию сети автодорог России, отвечающих современным требованиям. Меры по расширению объемов их применения следует поддержать соответствующими правовыми и нормативными документами, за счет чего было бы обеспечено применение наилучших технологий и материалов в дорожной отрасли.

– Одним из способов повышения качества дорожного строительства, как показывает отечественный и мировой опыт, является расширение применения минеральных вяжущих и цементобетона в конструктивных слоях дорожных конструкций. Поэтому необходимо закреплять в нормативно-правовой базе и практической работе приоритеты применения цементобетонов при строительстве и реконструкции дорожных сооружений, – подчеркнул Ушаков.

По итогам конференции участники приняли решение объединить усилия государственных органов власти, бизнес-структур, научных и научно-образовательных организаций для развития сети качественных без- опасных автодорог на современном техническом уровне, в том числе дорог с цементобетонным покрытием.

Автор: Леонид Григорьев

Источник: №11 "Автомобильные дороги" - https://www.avtodorogi-magazine.ru/




Все новости