В Дагестане планируют внедрить новые технологии в сфере дорожного строительства

28.10.2022

27 октября 2022 г. на площадке Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан в режиме ВКС прошла онлайн-встреча под председательством заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Ризвана Газимагомедова по вопросам внедрения в регионе новых технологий, материалов и решений в сфере дорожного строительства. Во встрече принял участие президент Ассоциации бетонных дорог, д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктор Ушаков.


В своем вступительном слове заместитель Председателя Правительства Республики Дагестан Ризван Газимагомедов подчеркнул, что в последние годы в транспортной системе России, в том числе и в Республике Дагестан, происходят позитивные изменения. В стране активно реализуются масштабные планы автодорожного строительства по внедрению инновационных технологий, расширяется и обновляется инфраструктура транспорта.

«В настоящее время в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг» начата подготовка документации строительства обхода Махачкалы, которая включена в пятилетний план, ведется расширение до четырех полос федеральной автодороги Р-217 «Кавказ». Что касается строительства обходов городов Дербента и Хасавюрта, также ведется активная работа по защите проектной документации в Госэкспертизе. Вместе с тем мы чувствуем изменения, которые происходят в последнее время, только по нашему маршруту Р-217 грузопоток за этот год увеличился на 40%. Мы внимательно следим за сферой новых технологий, и, к сожалению, вынуждены признать - фактически новыми технологиями дорожного строительства называют устаревшие методологии. Из-за санкций у нас нет возможности использовать западные наработки и технологии, возможно, оно и к лучшему, так наши научные центры заработают быстрее и создадут собственные новые технологии и материалы», - рассказал Ризван Казимович.

Подробнее о работе, которая проводится в регионе в сфере дорожного строительства, рассказал Министр транспорта и дорожного хозяйства РД Джамбулат Салавов: «Президентом России Владимиром Путиным было дано поручение - к 2030 году обустроить дороги в крупнейших городах и агломерациях. Помимо этого, поставлена задача, за предстоящие 5 лет привести в нормативное состояние не менее 85% всей опорной сети автодорог страны. Общая протяженность республиканских дорог составляет 7600 км. Более 22 тысяч км - это муниципальная дорожная сеть и 690 км – федеральная. В 2022 году бюджет по всем источникам капвложения у нас составил более 14 млрд рублей. К 1 декабря Минтранс РД планирует освоить эти средства и отчитаться о качественно проделанной работе».

«Мы не только строим и ремонтируем дороги, но еще и развиваем интеллектуальную транспортную систему. Инновационные направления, которые нужны для оптимизации и улучшения качества дорог и качества обслуживания населения тоже ведутся», - подчеркнул Салавов

Свои предложения по внедрению новых технологий в дорожное строительство Дагестана озвучил заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ, доктор технических наук, профессор, президент Ассоциации бетонных дорог Виктор Ушаков. По его словам, за последние 30 лет нагрузки на дороги увеличились в 4 раза. Наблюдается низкая несущая способность, что ограничивает пропуск транспорта с высокой нагрузкой и круглогодичное движение транспортных средств.

«На совещании по вопросам дорожного строительства 2 июня 2022 года Президент Российской Федерации дал ряд поручений, и один из важных пунктов связан с увеличением межремонтных сроков службы автомобильных дорог. Как показывает отечественный и мировой опыт, широкое применение при строительстве и реконструкции дорог именно минеральных вяжущих и цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд позволит выполнить эту задачу. Важно отметить и экономичность такого решения. Сегодня расчеты показывают, что стоимость строительства бетонных дорог ниже в среднем на 25-30% по сравнению со стоимостью строительства дорожных одежд с применением асфальтобетона. В то же время срок службы цементобетонных покрытий минимум в два раза выше, а эксплуатационные расходы в первые 12 лет эксплуатации приближаются к нулю.

Виктор Васильевич добавил, что для широкого применения в России цементобетона в основаниях и покрытиях дорог есть все основания и условия. Сегодня разработаны и внедрены в мировую практику новые технологии строительства цементобетонных покрытий, которые предполагают полную механизацию и автоматизацию основных процессов по укладке и уплотнению бетонных смесей, отделке поверхности бетона, уходу за бетоном и устройству деформационных швов. По нашему мнению, необходимо применять более широко цементобетон и минеральные вяжущие в основаниях и покрытиях автомобильных дорог для повышения качества и долговечности дорог», -  рассказал Ушаков.

 «Наши специалисты впервые разработали очень важный документ для дорожной отрасли - ГОСТ на типовые конструкции жестких дорожных одежд. Срок службы таких дорог составит более 30 и более лет. Он утвержден Росстандартом и уже введен в действие», - акцентировал Виктор Васильевич


«Республика Дагестан - это уникальная местность, где находится 5 дорожно-климатических зон и для каждой зоны требуется особый подход и особое проектирование. Мы готовы совместно с махачкалинским филиалом МАДИ разработать альбом по типовым конструкциям дорожных одежд с учетом климатических условий региона, местных строительных материалов, которые обеспечат нормативные сроки службы дорожных объектов. Думаю, создание сети качественных и безопасных дорог принесет благо и экономическое процветание республике», -  подчеркнул профессор.

Свое мнение по данному вопросу выразил и доцент кафедры «Экономики и управления» Махачкалинского филиала МАДИ, кандидат экономических наук Мурад Абдулаев.

К выступлению предыдущего докладчика он добавил, что разработка указанных вопросов в Дагестане становится особенно актуальной при намечающихся значительных объемах дорожных работ по международному транспортному коридору «Север – Юг», и, в частности в виду планируемых работ по обходу городов Махачкалы, Дербента и Хасавюрта.

«Стереотип о дороговизне цементобетонных покрытий в сравнении с асфальтобетонными уже не соответствует действительности и это вызвано различной динамикой цен на основные компоненты цементобетонных покрытий и цен на битум. Цены на битум, как было уже сказано, стали непропорционально выше, чем, например, цена на цемент.

Даже незначительное снижение единовременных затрат способно существенно повысить привлекательность применения указанных технологий строительства цементобетонных покрытий. И такая возможность есть. Дело в том, что Дагестан располагает существенными конкурентными преимуществами при реализации указанной технологии по сравнению с другими регионами России

Речь идет о доступности нерудных материалов, то есть возможности использования местных ресурсов, имея в виду существующий потенциал разработки собственных карьеров по добыче и производству щебня, песка, гравия и других дорожно-строительных материалов. Республика обладает значительными запасами строительных материалов: известняков, мергели, гравия, песка и глины. Кроме того, в Дагестане имеются все необходимые компоненты для развития собственного производства цемента. И предприятия для этого имеются, а массовое строительство дорог с цементобетонным покрытием послужит фактором их прорывного развития», - рассказал Абдулаев.

В свою очередь, доцент кафедры «Изыскания и проектирование автомобильных дорог» МАДИ, кандидат технических наук Александр Холин дал рекомендации по внедрению дорожно-климатического районирования и комплекса метеорологических данных.

«Мы собрали метеорологические данные за последние 20 лет по всем метеостанциям республики и сформировали информационный комплекс природно-климатических данных, влияющих на работу автомобильных дорог, дорожных сооружений и безопасности движения автотранспорта по дорогам Дагестана. Этот комплекс включает в себя данные по температуре воздуха, атмосферным осадкам, ветровому режиму, солнечной радиации, случайным метеорологическим явлениям, как например туманы, грозы, гололед, бури и грады. Методические рекомендации по дорожно-климатическому районированию территорий Дагестана были разработаны в интересах повышения сроков службы автомобильных дорог региона», - уточнил он.

Комментируя вышесказанное, г-н Газимагомедов согласился с тем, что Дагестан обладает большим потенциалом, в особенности в цементном производстве.

«Мы давно говорим о переходе во многих местах на цементобетонное покрытие дорог. Для нас это намного перспективнее, особенно учитывая, что у нас южная республика. У нас есть все для развития цементного производства, и в ближайшие годы в республике все-таки появится крупное цементное производство с объемом до 2 млн тонн в год. И тогда, конечно, можно спокойно ставить вопрос о переводе на цементобетонные покрытия дорог. Но там, где это целесообразно и экономически выгодно, сохраняя существующие мощности по традиционным технологиям, проведя предварительные расчеты», - подчеркнул в завершении совещания Ризван Газимагомедов.


Все новости