Мнения о строительстве бетонных дорог в России

26.05.2021

Мнения: СТРОИТЕЛЬСТВО В РОССИИ ДОРОГ С ЦЕМЕНТОБЕТОННЫМ ПОКРЫТИЕМ

«Ассоциация «РАДОР» генеральный директор Игорь Старыгин:

«Ассоциация «РАДОР» на ваше обращение о перспективах развития строительства автомобильных дорог с цементобетонным покрытием в Российской Федерации сообщает следующее. Вопросы перехода от традиционного для нашей страны строительства автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием к более широкому применению жестких конструкций дорожных одежд с цементобетонным покрытием требуют анализа и системного подхода с учетом: 

  • наличия комплексов специализированного оборудования и механизмов, применяемых для строительства цементобетонных покрытий;
  • наличия квалифицированного персонала; 
  • учета особенностей эксплуатации цементобетонных покрытий: 
  • учета восприятия пользователями автомобильных дорог эксплуатационных характеристик цементобетонных покрытий; 
  • экономической эффективности. 
При этом выбор окончательного варианта типа покрытия для каждого конкретного участка строительства либо реконструкцию автомобильной дороги необходимо производить на этапе разработки проектно-сметной документации. Расчет и обоснование принимаемых решений должны учитывать не только первоначальные затраты на создание объекта, но и эксплуатационные затраты, связанные с последующим содержанием участка автомобильной дороги в рамках жизненного цикла автомобильной дороги».

Виктор Ушаков, президент Ассоциации бетонных дорог, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ:

Что планируется — полностью перестроить всю имеющуюся дорожную сеть, включая уличную? Как тогда быть с активно ведущейся реализацией национального проекта, нацеленного на приведение сети асфальтобетонных дорог к нормативному состоянию, затрачивая колоссальные средства? 

  • «Сегодня в России планируются значительные объемы строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог для создания сети качественных и безопасных дорог. Благодаря высокой прочности и несущей способности цементобетонные покрытия следует применять на дорогах с тяжелым и интенсивным движением транспорта — на вновь строящихся автомагистралях и скоростных дорогах, обходах крупных городов. Выбор типа дорожных одежд должен основываться в первую очередь на экономических расчетах, с учетом эксплуатационных затрат в течение жизненного цикла и доступности вяжущего. В регионах, где имеются цементные заводы, а битум доставляется за тысячу километров, логично развивать сеть дорог с применением минеральных вяжущих и цементобетона. Технология глубокой переработки нефти сегодня не позволяет в массовом масштабе получать качественные дорожные битумы, которые бы обеспечивали нормативные сроки службы дорожных одежд и покрытий. Битумные вяжущие в основном следует направлять на производство асфальтобетонных смесей для выполнения ремонтных работ и приведения существующей сети дорог в нормативное состояние. Применение цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд обеспечит создание прочной и долговечной опорной сети дорог и сократит эксплуатационные затраты на ее содержание». 

На сегодня все подрядные организации оснащены достаточно современной техникой для строительства и ремонта автомагистралей с асфальтобетонным покрытием. Техника для строительства цементобетонных дорог является серьезными затратами для предприятий и имеется у очень незначительного их числа. Как будет происходить техническое переоснащение дорожно-строительных компаний?

  • «В настоящее время около 40 современных бетоноукладочных комплексов находятся в распоряжении подрядных организаций России. Например, такая техника сегодня имеется и практически не используется в АО «Трансстроймеханизация», ОАО «Центродорстрой», НПО «Возрождение», ОАО «Новосибирскавтодор», ОАО «Стройсервис», ОАО «Донаэродромстрой» и других организациях. Готовы строить бетонные дороги в России и белорусские дорожники (Дорожно-строительный трест №5), которые успешно освоили эту технологию строительства дорог у себя дома. Имеющихся комплектов машин по укладке бетона вполне достаточно для начала создания сети качественных и безопасных дорог в России. На наш взгляд, Минпромторгу РФ следует разработать программу создания отечественных комплектов бетоноукладочных машин для реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 №868-р, которое предусматривает планомерное повышение доли ввода в эксплуатацию автомобильных дорог с применением цементобетона в основаниях и покрытиях в общем объеме дорожного строительства в России. Согласно п.21 показателей Стратегии, доля дорог с цементобетонным покрытием должна вырасти к 2021-2025 гг. — до 35%, к 2026-2030 гг. — до 50%.

Предполагается ли льготное субсидирование компаний и организаций при покупке техники для строительства и эксплуатации цементобетонных дорог? Эта техника производства США и ФРГ, в то время как хотя бы часть техники для традиционного дорожного строительства производится в России. Не слишком ли велики риски? Логично ли поддерживать экономику других государств? И не потеряем ли мы то производство техники для строительства асфальтобетонных дорог, что есть, а также сложившуюся сеть дилеров такой техники, вместе с сервисами и опытными инженерными кадрами, которых и так не хватает?

  • «Обширную сеть дорог России необходимо приводить в нормативное состояние. И там, где экономически выгодно и имеются в регионе нефтеперерабатывающие заводы, следует применять асфальтобетон. При строительстве автомагистралей и обходов крупных городов, дорог, предназначенных для движения тяжелых транспортных средств, требуется применение цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд. Не следует забывать, что для строительства оснований автомобильных дорог из укатываемого бетона могут применяться традиционные асфальтоукладчики и виброкатки. Подчеркну, что сегодня требуется выпуск отечественных бетоноукладочных комплексов для строительства цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог». 

Строительство цементобетонных дорог предполагает более строгое отношение к технологическому процессу, иначе не выдержать гарантированный срок в 30 лет. Поэтому говоря о кадрах: Как будет осуществляться финансирование переподготовки сотрудников? За счет предприятия? Совместно с государством? Подготовка в ВУЗах и СУЗах направлена на традиционное в нашей стране дорожное строительство. Есть ли планы по изменению системы подготовки специалистов?

  • «Члены Ассоциации бетонных дорог МАДИ, СиБАДИ, КГАСУ и др. читают специальные курсы лекций по технологии строительства цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог для студентов и готовы обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для реализации комплексной программы развития безопасных и качественных дорог в России. На кафедрах дорожно-строительных материалов ВУЗов и СУЗов традиционно изучают свойства и характеристики таких материалов, как цементобетон и асфальтобетон. На базе Института повышения квалификации МАДИ проводятся циклы лекций, посвященные инновационным технологиям строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, в том числе с цементобетонными покрытиями».

Также существует как мировой, так и российский прекрасный опыт по стабилизации грунтовых дорог без устройства верхних слоев. Эта технология, возможно, оправдана для тех территорий, где невысокая плотность населения и низкий трафик движения, их планируется применять в качестве цементобетонных? 

  • «Технология стабилизация грунтов не относится к цементобетонным. Эта технология предполагает укрепление грунтов минеральными или комплексными вяжущими. Сегодня широко применяют ресайклеры для перемешивания грунтов на дороге с вяжущими материалами и их укладки. Технология позволяет эффективно использовать слабые грунты для увеличения несущей способности дорожных одежд. Для местной сети дорог применение минеральных вяжущих позволяет стабилизировать грунты и применять облегченные верхние слои дорожных одежд с достаточно высокими сроками службы».
Источник: Мир дорог №138http://mirpress.ru/ 

Все статьи