К 5-летию Ассоциации бетонных дорог

05.05.2023
Сделан серьезный шаг

«Создание Ассоциации бетонных дорог — серьезный шаг в развитии новой технологии для российских дорог, — считает Виктор УШАКОВ, президент некоммерческой организации «Ассоциация бетонных дорог», д. т. н., проф., заведующий кафедрой строительства и эксплуатации дорог ФГБОУ ВО «МАДИ».

Сегодня ассоциация является связующим звеном между государственными органами власти, научными и научно-образовательными организациями, проектировщиками, заказчиками и представителями строительной индустрии для разработки технических нормативов, изучения и внедрения передовых и современных технологий с применением цементобетона. Все это способствует эффективному развитию строительства автомобильных дорог и прочих инфраструктурных объектов с цементобетонными покрытиями в России.

За годы работы в состав ассоциации вошли крупнейшие производители цемента, изготовители бетоноукладочных комплексов, проектные институты, подрядные организации, исследовательские и образовательные центры. В их числе производитель профессиональных герметиков САЗИ, Институт «Трансэкопроект», ПИИ «Башкирдортранспроект», «Союздорпроект», Оренбургский государственный университет, крупнейший производитель строительных материалов «Смиком», Казанский государственный архитектурно-строительный университет, ГК «Техбетон», Сибирский государственный автомобильно-дорожный институт, официальный дилер строительной техники «Квинтмади», один из лидеров на рынке производства цемента «Сибирский цемент», Институт «Стройпроект» и другие. Партнерами ассоциации являются Федеральное дорожное агентство, ГК «Автодор», Ассоциация «РАДОР», СПЦ «Союзцемент».

Срок эксплуатации — до 25 лет

Причинами популярности цементобетонного дорожного полотна стали его высокие эксплуатационные характеристики, надежность и долговечность, экономичность, а также более высокая, по сравнению с асфальтобетонными покрытиями, безопасность дорожного движения. Благодаря инновационным технологиям начальная стоимость строительства дорожного цементобетонного полотна практически сравнялась с расходами на строительство классического асфальтобетонного полотна. Бетонная дорога обходится бюджету на 30% дешевле, чем асфальт. При этом срок эксплуатации до первого капитального ремонта у бетонного покрытия доходит до 25 лет, у асфальтового — 13. Бетонные покрытия не деформируются под воздействием нагрузок, устойчивы к перепадам температур. Сцепление колес с цементобетонным дорожным покрытием намного лучше, чем с асфальтобетонным, а новые технологии строительства дорог сокращают риск скольжения по слою воды, что повышает безопасность движения. Кроме того, цементобетон — негорючий материал, он не выделяет токсичные газы при нагревании и на 100% подлежит вторичной переработке.

Технология цементобетонного покрытия использовалась при строительстве и реконструкции участков км 216 — км 223 и км 173 — км 183 трассы Р-256 «Чуйский тракт», км 1545 — км 1555 трассы Р-255 «Сибирь», Северного и Восточного обходов г. Новосибирска, федеральной автомобильной дороги Р-254 «Иртыш», трасс А-116 Чита — Забайкальск, М-6 (Р-22) «Каспий», М-4 «Дон», М-60 «Уссури».

«Активное внедрение современных технологий в области укрепления грунтов, холодного ресайклинга и устройства цементобетонных покрытий и малых форм даст существенный толчок для поддержания и дальнейшего развития дорожной сети нашей страны, — уверен Юрий ЖУКОВ, руководитель рабочей группы технического регулирования Ассоциации бетонных дорог

Одна из ключевых задач

Развитие безопасных и качественных автодорог с применением новых технологий и материалов, а также контрактов жизненного цикла — одна из ключевых задач, поставленных майским указом Президента РФ. Постановлением Правительства РФ № 658 от 30 мая 2017 г. нормативные межремонтные сроки автомобильных дорог должны быть увеличены: до капитального ремонта — 24 года, до ремонта — 12 лет.

«Сегодня в условиях реализации пятилетнего плана развития дорожной отрасли крайне необходимо применять при строительстве автомобильных дорог такие материалы, как цементобетон и минеральные вяжущие, — считает Виктор УШАКОВ. — Только так можно выполнить поставленные Президентом России задачи по увеличению межремонтных сроков службы автомобильных дорог всех категорий, в то же время сохранив уровень безопасности дорожного движения и не увеличив размер финансовых затрат.

«Было бы правильным возродить практику строительства бетонных дорог, — считает Валерий БОГОМОЛОВ, аудитор Счетной палаты РФ. — Цемента в России с избытком, а служат дороги из этого материала до тридцати лет. Экономия в процессе эксплуатации перекрывает строительные затраты. Перспективы цементобетонных дорог в России обсуждаются, надеюсь, они появятся в нашей стране.

Федеральный деловой журнал «ТСР»

Все статьи