Цементобетонные дороги

04.10.2021
30 сентября в МАДИ состоялась Международная научно-практическая конференция «Строительство качественных и безопасных дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих». Обсуждались основные направления обеспечения нормативных сроков службы дорожных одежд и покрытий с применением цементобетонных технологий.

В мероприятии приняли участие руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, и.о. ректора МАДИ Дмитрий Ефименко, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин, заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Каменских, начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения  Росавтодора Олег Ступников, представители научно-образовательных и коммерческих организаций.

В своем приветственном слове исполняющий обязанности ректора МАДИ д. т.н., профессор Дмитрий Борисович Ефименко отметил, что развитие сети качественных и безопасных автомобильных дорог России является одной из приоритетных задач национального масштаба. В стране сегодня реализуются соответствующие федеральные программы, поручения  Президента Российской Федерации.  На их осуществление направлены значительные финансовые  и материальные ресурсы. Задача в ближайшей и долгосрочной перспективе — способствовать их наилучшему исполнению, применяя инновационные технологии дорожного строительства и эффективные дорожно-строительные материалы.

Ученые МАДИ вносят весомый вклад в реализацию этих задач. С докладом «Основные направления обеспечения нормативных сроков службы дорожных одежд и покрытий с применением минеральных вяжущих и цементобетона» выступил д. т.н., профессор, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктор Васильевич Ушаков. Докладчик обратил внимание на то, что дорожная одежда самый дорогостоящий конструктивный элемент автомобильной дороги. С изменением нормативных межремонтных сроков толщина дорожных одежд в значительной степени возросла. Поэтому сегодня требуется шире применять укрепленные основания, а также цементобетон в конструктивных слоях дорожных одежд. За счет этого в значительной степени можно повысить несущую способность дорожных одежд, уменьшить толщину их конструктивных слоев, сократить стоимость строительства дорог и в дальнейшем — эксплуатационные затраты. В отечественной практике проектирования автомобильных дорог не всегда выбирают эффективные конструкции дорожных одежд. Выбор вариантов конструкций осуществляется в большинстве случаев по минимальной стоимости строительства, без учета последующих эксплуатационных затрат в течение жизненного цикла объекта.

Во время дискуссии о строительстве цементобетонных дорог участники выделили несколько ключевых преимуществ этого типа дорожного покрытия. В их числе — более высокая прочность конструкции, что позволяет обеспечить пропуск большегрузного транспорта без сезонных ограничений, длительный межремонтный срок, сравнительно меньший износ покрытия, особенно при увеличении массы автотранспортных  средств и интенсивности движения. Они менее подвержены разрушениям из-за действия динамических нагрузок и температурных перепадов, а с точки зрения экологии оказывают наименьшее влияниена окружающую среду.

По мнению участников, высокая стоимость строительства, трудности при проведении ремонтных работ, устаревшая нормативно-техническая база создали неоднозначную репутацию цементобетонным дорогам. Докладчики постарались  рассмотреть сложившуюся ситуацию с разных точек зрения.

Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков отметил, что тема цементобетонных дорог требует серьезной проработки. Для этого на основе фактических материалов необходимо провести подробный анализ конъюнктуры относительно цементобетонных дорог, а также отечественного и зарубежного опыта в их устройстве и эксплуатации. Также глава Росавтодора призвал оптимизировать систему мер, которые бы обеспечили высокую технологичность работ.

Другим направлением деятельности ведомства является обновление государственных стандартов. «Работа Росавтодора по выбору технических решений и комплектации технической базы под них имеет открытый и многосторонний характер. Мы продолжаем работу по формированию нормативно-технической базы. К примеру, ввели межгосударственный стандарт, устанавливающий технические требования к дорожным цементам. В 2019 году утвердили ряд предварительных национальных стандартов, устанавливающих технические требования и методы испытания к стабилизированным и укрепленным неорганическим вяжущим грунтам, к обработанным неорганическими вяжущими щебено-гравийно-песчаным смесям. В июле 2021 года утвердили и ввели в действие комплекс национальных стандартов на бетонные смеси для устройства слоев основания и покрытия дорог. В настоящее время специалисты Росавтодора прорабатывают перечень перспективных научных исследований, которыми вплотную займутся в течение ближайших нескольких лет. Также данный перечень прорабатывается в части актуализации стандартов»,— рассказал Роман Новиков.

За последние годы Росавтодором введено в эксплуатацию 50 км цементобетонных дорог. Сейчас в стадии реализации находятся девять объектов с таким типом покрытия общей протяженностью почти 95 км. Один из крупнейших — обход Новосибирска, на всем протяжении которого будет уложено цементобетонное покрытие.

Заместитель директора Департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли РФ Роман Витальевич Куприн отметил, что увеличение доли цементобетонных дорог заложено в Стратегии развития промышленности строительных материалов до 2025 года и на перспективу до 2030 года. Это будет служить стимулом для развития промышленности строительных материалов и цементной отрасли. По его словам, сегодня отечественная цементная индустрия в полной мере готова поставить качественные материалы для строительства дорог с цементобетонным покрытием. В свою очередь, начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Олег Владимирович Ступников подчеркнул: «В стратегии инновационного развития Федерального дорожного агентства предусмотрена работа именно в рамках исследований о применении минеральных вяжущих, в том числе цементобетонов. Стратегия уже утверждена, срок ее действия — 2021–2025 годы».

Что касается технологии применения комплексных вяжущих при устройстве конструктивных слоев дорожной одежды, то она давно получила широкое распространение при производстве работ по капремонту и ремонту дорог. В качестве ее преимуществ можно выделить ресурсосбережение, положительный экономический эффект, доступность материалов без необходимости длительных транспортировок.

От РОСДОРНИИ в конференции принял участие заместитель генерального директора института Александр Николаевич Каменских, а также руководители транспортного комплекса России, представители органов государственной власти, экспертного сообщества, ключевые игроки рынка инфраструктурных проектов.

Александр Каменских напомнил, что стратегией развития промышленности строительных материалов на период до 2030 года предусмотрено увеличение доли строительства автомобильных дорог с цементобетонным покрытием в общем объеме строительства автомобильных дорог с твердым покрытием. По его словам, РОСДОРНИИ разработал стандарты на цементобетонные смеси для устройства слоев оснований и покрытий дорог общего пользования, документы вступили в силу 1 августа текущего года.

«В настоящее время нами ведутся исследования практического опыта обеспечения качества цементобетонов, включая методы испытаний, требования к цементобетонам и производству цементобетонных работ на автомобильных дорогах общего пользования, с разработкой комплекса национальных стандартов, регламентирующих требования к цементобетонам»,— подчеркнул Каменских.

Он добавил, что РОСДОРНИИ готов и дальше развивать нормативную базу, помогать регионам внедрять новые технологии в дорожную отрасль.

С докладом «Применение минеральных вяжущих при строительстве автомобильных дорог Республики Татарстан» выступил проректор по научно-исследовательской деятельности, заведующий кафедрой автомобильных дорог, мостов и тоннелей КГАСУ Евгений Анатольевич Вдовин. 

По словам первого вице-президента холдинга «Сибирский цемент», руководителя комитета по дорожному строительству некоммерческой организации «СОЮЗЦЕМЕНТ» Валерия Бодренкова, цементная промышленность готова в полной мере обеспечить рынок материалами для дорожного строительства. Сегодня продукция предприятий отрасли используется при укреплении грунтов, устройстве бетонных оснований и цементобетонных покрытий автомобильных дорог, бетонного парапетного ограждения, водоотводных лотков. При необходимости заводы, средняя загрузка которых в последние 20 лет составляет около 50%, увеличат объемы производства. Возможности предприятий ограничены лишь в летние месяцы: в «высокий» строительный сезон, когда спрос на цемент возрастает, заводы загружены на 95–100%. Но при грамотном долгосрочном планировании работ по возведению и ремонту магистралей цементники смогут гарантировать своевременность поставок, стабильно высокое качество продукции, ее соответствие требованиям государственных стандартов и адресных рецептур. 

Докладчик обратил внимание участников и на то, что более широкое использование цемента в дорожном строительстве не приведет к удорожанию проектов. 

«В отличие от поставщиков битума или металла, в последнее время в несколько раз поднявших цены, цементники практически не увеличивают стоимость продукции.

Предприятиям нашей отрасли, которые ориентируются на публикуемый Министерством экономического развития РФ индекс потребительских цен, выгоднее продать больше цемента по невысокой цене, чем потерять потребителей,— уверен Валерий Бодренков.— Также хотел бы отметить, что в настоящее время реального сравнения стоимости строительства асфальто- и цементобетонных дорог не проводится. Если в соответствии с федеральным законом No 135 «О защите конкуренции» такой анализ будет выполняться для каждого конкретного объекта, станет очевидно: использование технологий обустройства дорожных одежд с цементобетонным покрытием не приводит к увеличению затрат. Кроме того, это остановит рост цен на битум, производители которого, как и цементники, будут вести работу в условиях конкурентной борьбы».

Изучив опыт строительства цементобетонных трасс в разных регионах России и других государствах, рассмотрев возможности применения новейших материалов и технологий, проанализировав затраты на возведение и содержание объектов, участники конференции пришли к выводу: расширение применения минеральных вяжущих и цементобетона при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог — один из действенных способов повышения качества дорожной сети. Собравшиеся приняли резолюцию, согласно которой в том числе предложили закрепить в политико-правовой и нормативной базе приоритет технологий с применением минеральных вяжущих, цементобетона при проектировании, строительстве, реконструкции автомобильных дорог; разработать нормативные документы, позволяющие проектным организациям выполнять сравнение вариантов конструкций жестких и нежестких дорожных одежд с учетом эксплуатационных затрат в течение жизненного цикла объекта; включить в план разработки нормативных документов Росавтодора стандарты, обеспечивающие качественное строительство, ремонт и содержание цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог. Помимо этого, Минпромторгу России рекомендовано утвердить программы создания отечественных комплектов машин по строительству, ремонту, содержанию цементобетонных покрытий, МАДИ и другим транспортным вузам страны — обеспечить подготовку квалифицированных специалистов. 

Росавтодор и Ассоциация бетонных дорог подписали меморандум о взаимодействии.

 На конференции глава Росавтодора Роман Витальевич Новиков и президент Ассоциации бетонных дорог д. т.н., профессор, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктор Васильевич Ушаков подписали меморандум о взаимодействии в целях расширения применения цементобетона при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования федерального значения.


Всего конференция собрала более 300 российских и зарубежных (США, Германия, Беларусь) участников: руководителей транспортного комплекса РФ, представителей органов государственной власти, научного и экспертного сообщества, отраслевых компаний и ассоциаций.

В завершение мероприятия было принято решение об объединении усилий государственных органов власти, бизнес-структур, научных и научно-образовательных организаций для развития сети качественных безопасных автодорог на современном техническом уровне, в том числе с цементобетонным покрытием.


Источник: "Мир дорог", №141: http://ircforum.ru/ru/partners/media/journal-world-of-roads/


Все статьи