Бетонные дороги: мировой опыт и перспективы в России

06.02.2018

Бетонные дороги используются во всем мире уже не один десяток лет. Более 50 стран с разным климатом, географическими условиями и экономической ситуацией строят дороги из бетона. В их числе США, Австрия, Новая Зеландия, Германия, Белоруссия, Норвегия, Пакистан, Польша, Турция, Великобритания, Кения, Япония и многие другие. В России бетон как решение для дорожного строительства сегодня практически не используется. В СССР такие дороги строились – в частности, существовали дороги военного значения и грузовые маршруты. Но в последние 20 лет опыт строительства бетонных дорог сошел на нет. Однако указ президента РФ об улучшении качества автомобильных дорог (назначенные им в прошлом году сроки реконструкции основных российских дорог: к 2018 году – дороги в крупных агломерациях и к 2025-му – все остальные) стимулировал обсуждение темы инновационного и, в частности, бетонного дорожного строительства в отрасли. О том, подходят ли для России сегодня бетонные дороги, какими недостатками и преимуществами они обладают, какие есть нюансы, которые стоит знать инвесторам и заказчикам, – в беседе c Максимом Гончаровым, директором по маркетингу компании LafargeHolcim Россия.

– В чем основное отличие бетонного покрытия от асфальтового?

– В функциональности. Если классифицировать дорожные покрытия по типу степени жесткости, то бетон – жесткий материал, поэтому нагрузка на бетонное полотно распределяется равномерно, на большую по сравнению с асфальтом площадь полотна. Это обеспечивает более высокую прочность дороги, а также снижается нагрузка на подстилающие слои, исключается колейность. Асфальтобетон – более пластичный материал, поэтому, особенно при высоких температурах, быстрее возникает колейность, сдвигается асфальтный слой, нагрузки передаются на щебеночный слой, в итоге деформируется конструкция всей дорожной одежды.

– Какие еще характеристики бетонных дорог существуют, значимо отличающие этот тип полотна от асфальта?

– С точки зрения дорожного строительства, особенно в текущих экономических условиях, ключевая характеристика и преимущества – это экономическая и производственная эффективность использования бетона. Когда строится дорога, нужно учитывать, что конечная стоимость километра складывается из строительства плюс цены эксплуатации. И в этом случае бетонное полотно, безусловно, выигрывает. В долгосрочной перспективе эта технология самая эффективная.

Отмечу, что эксплуатационные затраты на бетонную дорогу существенно ниже аналогичных затрат на асфальтобетонное полотно. Жизненный цикл бетонного полотна составляет в среднем около 29 лет, асфальтобетонного – чуть больше 13 лет. С другой стороны, даже спустя 30-50 лет эксплуатации общее количество бетонных дорог, не нуждающихся в реконструкции, превышает то же количество асфальтобетонных в 5-6 раз! Для наглядности: условные 100 бетонных дорог не надо реконструировать и после 30 лет. Через тот же срок 500-600 асфальтобетонных дорог придется закрыть на капитальный ремонт!

LafargeHolcim разрабатывала проект сооружения бетонной дороги для участка длиной 54 км в Ферзиковском районе Калужской области. По нашим оценкам, общая стоимость проекта составила на 5% больше, чем строительство асфальтобетонного полотна. При этом затраты на обслуживание 1 км при сроке эксплуатации в 25 лет оказались почти вдвое меньше – около 65 млн рублей по сравнению с порядка 130 млн на обслуживание асфальтобетонной дороги. Поэтому сегодня, когда перед правительством, Минтрансом, Росавтодором стоит задача в достаточно короткие сроки привести все российские дороги в соответствие нормативам при очень ограниченных бюджетах, им нужно искать решения, позволяющие это сделать. Практически единственным выходом, на наш взгляд, в данной ситуации является повышение качества строительства путем внедрения новых технологий, использования качественных материалов, обращения к признанному международному опыту, что позволит оптимизировать ресурсы и, таким образом, получить оптимальное долгосрочное решение.

– Компания LafargeHolcim, как известно, обладает таким опытом. Но насколько применимы западные технологии в наших климатических условиях?

– Бетонные дороги давно строятся в Канаде, на Аляске, и они показывают там отличные результаты. То, что бетон непригоден в суровом климате, – это миф, или скорее незнание того, как ведет себя данный материал в различных погодных условиях, например при сильных морозах. Могу уверить, что ведет он себя отлично! Но есть условия: должен быть проведен предварительный анализ грунта, дорога должна быть спроектирована и рецептура подобрана с учетом этого анализа и планируемой нагрузки, соблюдена технология укладки, выдержаны сроки отвердения и начала эксплуатации.
– Российский климат – это не только сильные морозы, но и очень частые циклы «замораживание-оттаивание». Как ведет себя бетон в таких условиях?
– Дорожный бетон, как и любой другой вид бетона, тестируется и сертифицируется по ГОСТам, определяющим морозостойкость, прочность, сдвиг и т.д. Современные технологии укладки обеспечивают и прочность полотна, и его устойчивость не только к воздействию
температур, но и реагентов.

Современная бетонная дорога – это не плиты, а литое полотно. Когда строят дорогу, то сначала укладчик распределяет бетон ровным слоем, толщина которого определяется проектной документацией. После этого в полотне делаются надрезы, глубина и периодичность которых зависят от полотна и категории дороги. Этот надрез исключает хаотичное, бесконтрольное растрескивание полотна в будущем. Далее он заполняется герметиком, исключающим попадание влаги. Герметиком сравнивают поверхность надреза с поверхностью полотна, чтобы обеспечить максимально ровную дорогу. Кроме того, сегодня такие надрезы делают под углом, что снижает уровень шума от трения шин о дорогу.

Пока бетон набирает прочность, дополнительной защитой от влаги и реагентов может служить специальное химическое покрытие, наносящееся на дорогу один раз и образующее плотную пленку. Кроме того, нивелировать действие реагентов можно подбором бетонной смеси и внесением в нее специальных добавок.

Если же, как и в Канаде, в качестве защиты от наледи используются соль и песок, то рекомендуется в первый год эксплуатации тщательнее чистить швы – и этого достаточно.

– Есть ли у бетонных дорог недостатки? Или характеристики, затрудняющие их применение в России?

– Я бы говорил об условных ограничениях. Чтобы строительство бетонной дороги было экономически оправданно, нужно учитывать особенности технологии ее создания. Чтобы построить качественную бетонную дорогу, ее нужно строить с «нуля» – и закладывать необходимое количество времени на ее устройство, уход, выдерживание и приобретение конечных свойств, заложенных проектом. Если асфальт можно эксплуатировать спустя ко часов после укладки, то бетонной дороге по стандартам требуется не менее семи дней для открытия транспортного движения. Перекрыть существующую дорогу в условиях наших городов на семь дней не всегда возможно – для этого нужно менять устоявшуюся практику дорожного строительства. Поэтому на данный момент бетонное полотно оптимально для строительства скоростных шоссе, магистралей, дорог с большой нагрузкой. 

– В России пока бетонные дороги практически не строятся, но обсуждаются. Есть ли какие-то мифы, основные опасения относительно этой технологии? 

– Безусловно, есть миф о том, что бетонная дорога дороже, но мы уже говорили о том, почему это – миф, а не реальность. В силу того что в России опыта строительства таких дорог нет, то и серьезных исследований и расчетов практически никто не делал. Поэтому мы считаем, что основная задача компаний, обладающих экспертизой, – предоставлять больше информации, больше рассказывать о своем опыте. Более того, своей важной задачей мы видим инициирование общих стандартов строительства бетонных дорог. Унифицированных ГОСТов конкретно для технологии строительства бетонных дорог в РФ пока нет, и их отсутствие ощутимо влияет на качество тех единичных, в общем-то, случаев строительства бетонного покрытия, а значит, и на репутацию таких дорог, мнение о них.
– Можно ли как-то удешевить строительство бетонной дороги?
– Экономить на материалах или соблюдении технологии нельзя – это очевидно. Сократить затраты на этапе строительства можно за счет использования специальных решений. Например, дорожных вяжущих для укрепления грунтов, позволяющих сокращать слои дорожной одежды или объемы земляных работ. Применение таких решений позволит продлить срок эксплуатации дороги на 50%. 

– Какими вы видите перспективы развития бетонного и в целом инновационного дорожного строительства в России? 

– Инновационные решения в сложных экономических условиях – это один из эффективных инструментов решения проблемы наших дорог. Тем более что инновационные они относительно – весь мир их использует десятки лет. Мы считаем, что всем участникам дорожного строительства необходимо активнее обсуждать эту тему и делиться своими наработками, экспертизой, наращивать профессионализм и объединяться – это может стать мощным стимулом для развития и сферы дорожного строительства, и строительной отрасли, и экономики в целом.
Статья в PDF

Источник: http://www.tehnobeton.ru/


Все обзоры СМИ