Контроль качества покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов из цементобетона

18.06.2020
Контроль качества материалов, бетонной смеси и бетона, технологии работ при строительстве монолитных цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов призван:

- подтвердить достижение заданных проектом значений прочности и морозостойкости бетона (это осуществляется в рамках производственного, приёмочного, инспекционного, выборочного и экспертного видов контроля по ГОСТ 18105-2010, ГОСТ 10180-2012, ГОСТ 10060-2012, ГОСТ 28570-90, СНиП 3.06.06-88, п.8.78, табл.6, СП 78.13330.2012, п.14.6.4-14.6.8, [1-3] и проекта);

- оперативно корректировать состав бетона (по ГОСТ 27006-86) и технологию работ по СП 78.13330.2012, СНиП 3.06.06-88 для безусловного их обеспечения в процессе строительства.

Такая корректировка необходима, обусловлена неоднородностью получаемых материалов и осуществляется по данным входного контроля, результатам пробного бетонирования и ежесменного операционного контроля технологических свойств бетонной смеси в процессе строительства (по ГОСТ 7473-2010, приложение Г, обязательное, ГОСТ 10181-2014), [2] и др.).

Никакие обязательные декларации свойств бетонной смеси и бетона или сертификаты соответствия, являющиеся, по сути, оформленными результатами выборочного, а не сплошного, непрерывного контроля, не заменяют эти виды контроля, не позволяют оперативно корректировать состав бетона и технологию работ в течение рабочей смены, не обеспечивают, сами по себе, требуемое качество строительства.

Для корректировки состава бетона входной контроль качества материалов для бетона необходим, но не достаточен, не всегда позволяет принять однозначное решение без лабораторной или производственной проверки свойств бетонной смеси и бетона.

Необходимость в корректировках состава бетона и технологии работ, чаще всего, вызывается колебаниями свойств материалов для бетона (их неоднородностью, в том числе, в пределах действующих норм) и меняющимися условиями бетонирования и твердения бетона (изменением температуры и влажности воздуха).  

Определённый разброс в свойствах материалов для бетона допускается действующими нормами.

Например, величина прочности цемента одного и того же класса ЦЕМ 1 42,5 по ГОСТ Р 55224-2012, ГОСТ 33174-2012, ГОСТ 31108-2016, определённая по ГОСТ 30744-2001, может колебаться в пределах от 42,5МПа до 62,5МПа, в меньших пределах – для цемента марки ПЦ 500-Д0-Н по ГОСТ 10178-85, определённой по ГОСТ 310.4-81, на 5,0МПа.

Песок одной и той же группы по ГОСТ 8736-2014 может находиться в пределах достаточно широких различий в модуле крупности (ΔМк=0,50), щебень фр.5-20мм одного и того же карьера, при полном соответствии требованиям ГОСТ 8267-93, может отличаться содержанием частиц на отдельных ситах, например, на сите 12,5мм и т.д.

Все эти колебания показателей свойств материалов влияют на водопотребность бетонной смеси, её подвижность и объём вовлечённого воздуха и требуют соответствующей корректировки состава бетона для поддержания постоянной величины водоцементного отношения В/Ц, подобранной по ГОСТ 27006-86, и нормированного объёма вовлечённого воздуха в смеси для бетона покрытий по ГОСТ 26633-2015.

Корректировки состава бетона обычно заключаются в изменении расходов воды затворения, цемента, химических добавок в бетоне, соотношения между песком и щебнем.

Уточнение технологии работ, чаще всего, связано с корректировкой времени перемешивания смеси на ЦБЗ, объёма загрузки барабана смесителя, уточнением расположения и частоты работы вибраторов бетоноукладчика, оптимальной скорости его движения и др.

Все эти корректировки должны скомпенсировать отрицательное влияние колебаний свойств материалов и неблагоприятных климатических факторов на свойства бетонной смеси и бетона и на качество устраиваемого слоя покрытия или основания так, чтобы на каждой захватке (обычно – сменной) была обеспечена необходимая ровность, сплошность и уклоны поверхности свежеуложенного бетона и чтобы прочность бетона была не меньше требуемой по ГОСТ 18105-2010 (Rт, Rtbт) для заданного проектом класса по прочности (В - по прочности на сжатие, Вtb - по прочности на растяжение при изгибе), а морозостойкость - не меньше проектной марки (F2 - для бетона покрытий, F1 -для бетона оснований, по ГОСТ 10060-2012, СП 34.13330.2012, СП 121.13330.2012).

Читать далее

Автор: к.т.н. С.В.Эккель

Источник: "Найка и техника в дорожной отрасли", Издательство: Издательство Дороги (Москва)

Все обзоры СМИ