Счетная палата проанализировала механизмы внедрения новых технологий в дорожном строительстве
Дорожная отрасль должна встать на инновационные рельсы к 2030 году. Такой сценарий прописан в Транспортной стратегии страны на это десятилетие и в поручениях Президента. Счетная палата изучила, как в последние годы развивались и применялись новые технологии на практике.
«В период 2018-2020 годов на автомобильных дорогах федерального значения применено 264 технологии и материала, отнесенных к новым. Вместе с тем 168 технологий и материалов или 63,6% по факту не являются новыми», – сообщил на Коллегии аудитор Валерий Богомолов.
Проводимые в дорожной отрасли научные исследования носят разобщенный характер. Среда, благоприятная для создания, совершенствования и последующего применения технологий и материалов, не сформирована.
Этому препятствует наличие системных проблем, связанных между собой:
- отсутствие государственного органа, отвечающего за создание благоприятных условий для инновационного развития в дорожном хозяйстве;
- отсутствие утвержденного порядка разработки и внедрения новых технологий и материалов для дорожного хозяйства;
- отсутствие мониторинга результатов применения новых технологий и материалов с последующей оценкой их эффективности и другие.
Кроме того, из-за пробелов в нормативной документации законодательно не закреплены ключевые понятия: «новые технологии», «новые технологические решения» и «новые материалы». Не установлены критерии отнесения технологий и материалов к новым. Среди причин низкого количества действительно инновационных технологий и материалов Счетная палата также называет недостаточный уровень научно-исследовательских работ и отсутствие официальных испытательных полигонов.
«В настоящее время Росавтодор и Госкомпания разрабатывают планы НИОКР. При этом между организациями не установлены разграничения или согласования в указанной сфере. В период с 2014 по 2020 год фундаментальные и поисковые исследования, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы в целях создания новых технологий и материалов не осуществлялись. Указанные средства направлены исключительно на разработку ГОСТов, методических и аналитических документов».
Разработка одного такого методического документа обходится в 10,3 млн рублей. При этом анализ показал, что они не всегда применяются.
«В дорожном хозяйстве не установлен общий порядок применения новых технологий и материалов с исчерпывающим перечнем документов и необходимых согласований. На федеральном уровне осуществляются две параллельные практики согласования стандартов организаций на инновационную продукцию. В результате это приводит к необходимости дублирования испытаний технологий и материалов как в подведомственных Росавтодору учреждениях, так и в региональных органах управления дорожным хозяйством», – уточнил Валерий Богомолов.
В 2020 году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» был запущен в эксплуатацию Реестр новых и наилучших технологий для осуществления дорожной деятельности. В нем уже зарегистрировано свыше 300 технологий. В Счетной палате отметили, что структура и наполнение Реестра не соответствуют Порядку его формирования и ведения.
«В Реестре не представлены технологии устройства дорожной одежды из традиционных асфальтобетонов и технологии по использованию отходов промышленного производства, а также цементно-бетонные технологии. Более 97% технологий и материалов, включенных в Реестр, не прошли необходимые экспертные согласования», – пояснил аудитор
Все это мешает внедрению инновационных материалов и технологий при строительстве, реконструкции и ремонте автодорог. СП рекомендует Минтрансу нормативно закрепить терминологию, установить порядок применения новых технологий, материалов и конструкций, а также провести анализ всех разработанных дорожных методических документов.
В Минтрансе России, Росавтодоре и Госкомпании «Автодор» с выводами Счетной палаты согласились. На Коллегии присутствовали заместитель Министра транспорта Российской Федерации Василий Десятков, первый заместитель председателя правления Госкомпании «Автодор» Алексей Борисов, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков*. Руководитель Росавтодора сообщил, что агентство уже приступило к устранению выявленных недостатков.
«Мы уже в ходе экспертно-аналитического мероприятия приступили к исполнению некоторых моментов, которые были экспертами отмечены. В частности, организовали широкое рассмотрение новой программы НИОКРа по Федеральному дорожному агентству на 2021-2023 год с дорожным сообществом в рамках научно-технического совета Федерального дорожного агентства. И теперь утверждение такого плана будет только через широкое обсуждение со всеми заинтересованными сторонами», - Роман Новиков, руководитель ФДА (Росавтодор)
Источник: Счетная палата РФ, https://ach.gov.ru/checks/schetnaya-palata-proanalizirovala-mekhanizmy-vnedreniya-novykh-tekhnologiy...